Симптомы неисправностей шаровых на ВАЗ 2101-07
Самым первых признаком проблемы можно считать проявляющийся стук при проезде неровностей. Он может говорить об износе пальца или недостатке смазки в шарнире. Если стук проявляется на холодную и исчезает в процессе дальнейшего движения, то бояться нечего.
Другие признаки неисправности:
- скрип при повороте руля;
- тугой руль;
- рыскание автомобиля на дороге;
- хруст при вывороте колеса
При проявлении этих симптомов, необходимо заехать на яму или подъемник и проверить люфт в шарнирах. Поднимите колесо, попросите напарника зажать педаль тормоза и покачайте его по вертикали, если люфт присутствует, то шаровые необходимо заменить. Точно определить неисправную шаровую можно при помощи длинной монтажки:
Замена шаровой опоры lada 2101 (ваз 2101)
Подвеска ВАЗ 2101 имеет довольно сложную конструкцию. Если ее сравнивать с более современной, которая используется на автомобилях, начиная с модели 2108, то можно поставить минус и в графе «Надежность». Неужели все так плохо? Разве простой Макферсон может быть круче копеечной подвески? Да, может, причем в надежности он выигрывает сразу много пунктов. Вот сейчас и попробуем разобраться, чем хороша и чем плоха подвеска в копейке. А если конкретнее, то для начала рассмотрим рычаги передней подвески ВАЗ 2101 и шаровые опоры. О том, как провести замену, будет рассказано в следующих материалах.
Процесс замены
Вначале необходимо приобрести соответствующие шаровые опоры. Самые лучшие — Трек «Чемпион». Цена: 2000 рублей за комплект. Следующее,что понадобится при замене — это съемник шаровых опор. С ним процедура заметно облегчается.
После этого, выполните следующий порядок действий:
- Поднимите колесо и снимите его. Зафиксируйте машину от случайных падений.
2. Очистите гайки и болты шаровых от загрязнений и обработайте проникающей смазкой:
3. Ключом на 22 открутите гайку нижней шаровой не до конца:
4. Установите съемник «солдатик» между двумя шаровыми:
5. Если под рычагом стоит домкрат, его можно убрать. При помощи съемника создайте напряжение между двумя шаровыми. Если болт съемника раскручивается туго, нанесите несколько ударов молотком по проушине поворотного кулака нижней шаровой. Нижняя шаровая должна «выстрелить».
6. Вытаскиваем съемник, открутите гайку шаровой до конца. Если проворачивается палец вместе с гайкой, то его нужно зажать при помощи слесарного зажима. После откручивании гайки, поднимите поворотный кулак и освободите от шаровой:
7. Открутите нижнее крепление шаровой — 3 болта и 3 гайки на 13. Извлеките старую опору и очистите посадочное место.
8. Под пыльник новой шаровой добавьте смазки литол24:
9, Установите новую шаровую опору:
Момент затяжки крепления шаровой к рычагу 20 Нм. Гайка крепления пальца к поворотному кулаку — 98 Нм.
10. Насадите поворотный кулак недо конца, чтобы наживить новую гайку:
По мере закручивания гайки,поворотный кулак можно насадить до конца. Гайку можно затянуть.
Аналогичным образом меняется верхний шаровой палец. Также при помощи съемника его нужно выдавить вверх, затем открутить гайку до конца и заменить его на рычаге. После этого он вставляется в поворотный кулак и затягивается гайкой на 22. Резьбовые соединения новых опор рекомендуем обработать медной смазкой.
Полезные советы
Основная сложность при замене шаровой опоры заключается в ее выдавливании из проушины. Многие автолюбители с целью облегчения задачи, вынуждены прибегать к многочисленным нестандартным решениям.
К примеру, при невозможности выдавить палец с помощью специального съемника, многие пользуются спецсредством WD-40.
Многие специалисты советуют при отсутствии под рукой указанной жидкости использовать обычные средства для мытья посуды из средней ценовой категории (несильно редкие). С их слов они справляются с ржавчиной не хуже спецсредств, но стоят при этом дешевле.
Основная проблема, со слов сотрудников многих СТО, принято считать больший период “откисания”. К примеру, если после средства WD-40 извлечь можно уже спустя 15 — 20 минут, то после моющего средства — примерно через 1 — 1,5 часа.
Помимо этого, многие сотрудники СТО в последнее время стали жаловаться на шаровые опоры французских производителей, говоря о том, что качество существенно упало в сравнении с прошлыми годами.
Как самостоятельно проверить и заменить шаровые опоры на ВАЗ 2107
Шаровая опора автомобиля является важной деталью передней подвески. Особенно это касается классических ВАЗов, в которых их больше вдвое по сравнению с переднеприводными. Если ездить на изношенных шаровых опорах, то, когда они выйдут из строя, колесо завалится набок и машина окажется в аварийной ситуации. Поэтому необходимо следить за их состоянием, вовремя производить замену.
Назначение и конструкция детали
Шаровая опора (ШО) ВАЗ 2107 – это шарнир, который закреплен в подвеске. Благодаря такой конструкции колесо может двигаться лишь горизонтально и не может перемещаться в вертикальной плоскости. ШО имеют небольшой ресурс, поэтому за их состоянием нужно следить и менять по мере необходимости. Что происходит довольно часто. Подлежат замене поврежденные пыльники, так как через них проникает пыль, вода и грязь, что в разы увеличивает износ шаровых.
На первых автомобилях отсутствовали шаровые, их функцию выполняли шкворни, требующие постоянной смазки. У них была недостаточная подвижность, что затрудняло управление транспортным средством. На ВАЗ 2107 производители установили ШО, в корпусе которых находилась пружина и палец. Сверху узел защищал пыльник.
Палец был закреплен в проушине, которая всегда находилась в неподвижном состоянии. Фиксировала соединение мощная пружина. Весь узел закрывал стальной пыльник. Для этой конструкции также требовалась периодическая смазка, но обновлять ее нужно было не так часто – два раза в год. Смазывать шкворни приходилось раз в неделю.
Конструкторы усовершенствовали шаровую, убрав пружину, пыльник из стали заменили пластиковым. Проушину, в которой запрессовывался палец, сделали мене громоздкой, облагородили отделкой из пластика. Конструкция стала неразборной, что сделало шаровые опоры одноразовыми деталями.
Почему возникают проблемы с ШО и какие симптомы выхода их из строя
Шаровые опоры в течение длительной эксплуатации могут не выполнять полноценно свои функции по следующим причинам:
- Недостаток смазки. ШО постоянно испытывают ударные нагрузки, которые постепенно выдавливают смазку. При дефиците смазывающего вещества детали трутся друг о друга, что ускоряет их износ. Вдобавок во время эксплуатации смазка теряет свои характеристики.
- Ударные нагрузки. Они являются причиной разрушения пальца, который находится в проушине подвески. Узел имеет такую конструкцию, что шар на пальце испытывает значительные нагрузки. Так как качество дорожного покрытия часто желает лучшего, нагрузки возрастают в несколько раз.
- Повреждение пыльника. Для защиты шарнирного соединения устанавливается пыльник. Он не позволяет попадать песку, воде и грязи на опору. Нужно следить за состоянием пыльников. Они изготовлены из резины, поэтому особенно подвержены износу при минусовых температурах и в жаркую погоду. При появлении на изделии трещин, разрывов или других дефектов, его нужно срочно заменить. Если этого не сделать, влага и абразивные частицы из грязи попадут в шарнир и будут стачивать поверхность шара пальца.
- Большой зазор. При продолжительной эксплуатации шар пальца постепенно стачивается, увеличивается зазор в поворотном кулаке, что чревато расшатыванием детали. При движении по бездорожью из-за этого палец может выбить из проушины.
Признаки изношенности ШО на ВАЗ 2107:
- Раскачивание колеса. Когда автомобиль набирает скорость, колесо немного раскачивает из стороны в сторону. Причина в люфте, который возникает из-за износа деталей шаровых опор. Это опасно, так как у движущегося автомобиля может вывернуть колесо перпендикулярно кузову. Поэтому люфт необходимо срочно устранить.
- Подозрительный шум и звуки. При движении по плохой дороге со стороны колеса доносятся неприятные звуки: стуки и скрежет. Особенно четко они слышаться при небольшой скорости – менее 30 км/ч. Обычно причиной шума является небольшое разрушение шарового пальца.
- Скрип, когда поворачивают рулевое колесо. Причина в недостатке смазки на одной из шаровых опор, которая и приходит в негодность
- Неравномерный износ резины на скатах. Причина может быть в неисправности шаровых опор либо других неполадках, связанных с колесами.
При появлении перечисленных симптомов, нужно провести проверку ШО.
Диагностика шаровых опор
Периодичность диагностики зависит от местности, в которой эксплуатируется автомобиль. В больших городах с хорошими дорогами, проверку можно через 100 тыс. км пробега. В сельской местности, где бездорожье, желательно проверять подвеску и шаровые как можно чаще, хотя бы через 20 тыс. км. Проверить ШО можно несколькими способами:
- На слух. Глушиться двигатель. Водитель с помощником раскачивают машину надавливая на капот с обеих сторон. Если послышался подозрительный звук со стороны одного из колес, то возможна проблема с соответствующей ШО. Понадобится либо ее замена, либо смазка.
- Проверка шаровых пальцев. Способ применим только для последних выпусков «семерок», которые оборудованы специальными отверстиями, позволяющими через них контролировать износ изделия, не прибегая к разборке опоры. Если палец изношен больше чем на 6 мм, ШО подлежит замене.
- Определение люфта шаровых опор. Для этого колесо, на котором есть подозрение вышедшей из строя ШО, приподнимают с помощью домкрата на 30 см. Помощник в кабине нажимает на педаль газа до упора. Затем нужно взяться одной рукой за верхний край колеса, а другой за нижний и с усилием раскачать его вверх-вниз. Потом то же самое проделать в горизонтальной плоскости, раскачивая колесо влево-вправо. Когда заблокированы тормоза, наличие люфта сразу обнаружится. Даже при минимальном люфте, шаровую нужно заменить.
Самостоятельная замена: пошаговая инструкция
Основной деталью шаровой, от качества которой зависит срок службы всего шарнирного соединения, является шаровой палец. Он должен быть изготовлен из высоколегированной стали, его шар пройти процедуру цементезации, чтобы его поверхность стала более прочной, а тело закалку. Технология изготовления качественных ШО требует больших материальных затрат. Поэтому лишь немногие фирмы могут себе ее позволить для изготовления шаровых опор для ВАЗ 2107. Среди них:
Итальянского производства Pilenga
Белебеевский
При покупке комплектов, следует опасаться подделок, поэтому покупать следует у проверенных продавцов или в специализированных магазинах. Не стоит экономить. Качественные изделия всегда стоят дороже.
На первых моделях ВАЗ 2107 использовались разборные шаровые опоры. Поэтому их можно было разобрать и заменить изношенные детали. В последних «семерках» ШО ставят неразборные изделия.
Для процедуры замены необходимо приготовить:
- домкрат;
- новый ремкомплект;
- съемник для выдавливания опоры;
- молоток;
- отвертка;
- набор ключей.
Процесс замены представляет собой последовательность шагов:
- С помощью домкрата поднимаем автомобиль и снимаем колесо, на котором будем менять опору.
- Берем ключ на «22» и выкручиваем гайку, фиксирующую палец в верхнем поворотно кулаке.
- Используя съемник выдавливаем палец из поворотного кулака. Можно воспользоваться молотком, нанеся несколько ударов по подвеске. В это время снимаемую деталь поддеваем длинным рычагом и вытягиваем вверх.
- Далее откручиваем ключом на «13» три болта, благодаря которым верхняя ШО держится на рычаге и достаем ее вместе с чехлом и пластинкой. Проверяем ее состояние. Если палец свободно движется, без усилий, опора подлежит замене.
- С помощью ключа на «22» ослабляем крепежную гайку нижней ШО. Аналогично верхнему выдавливаем нижний палец. Теперь ничто не мешает полностью выкрутить гайку.
- Откручиваем крепежную гайку, удерживающую шаровой палец. Затем выкручиваем три болта крепления ШО к рычагу. Вынимаем шаровые опоры. Выполняем замену на новые детали, предварительно нанеся немного смазочного материала под пыльник.
- Собираем подвеску в обратной разборке порядке.
Технически заменить ШО на ВАЗ 2107 несложно. Возникает лишь трудность с выпрессовыванием шаровых пальцев из поворотного кулака, необходимо приложить значительные физические усилия. Поэтому желательно иметь хорошую физическую форму. В остальном замена не представляет ничего сложного.