Замена помпы на ваз 2115 — как поменять помпу на ваз

Данная статья с видеоинструкцией повествует о том, как заменить помпу на автомашине ВАЗ-2115 собственными руками.

Водяная помпа – механизм для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения автомобиля. Выход из работы помпы (насоса) может привести к изменению температурного режима внутри мотора и привести к более серьезным поломкам. Во избежание этого рекомендуется проводить регулярную профилактическую проверку и визуальный осмотр двигателя в целях выявления неисправностей и своевременной замены помпы.

Конструкция водяной помпы

Устройство водяного насоса в легковых автомобилях, по своей сути, одинаково, в особенности это относится к российским моделям машин. Так что искать местонахождение помпы нет никакой необходимости, зная о том, что она работает от ремня ГРМ и расположена рядом с радиатором.

Технически помпа выглядит таким образом: в крышке закрепляется вал c надетой на него крыльчаткой, вращение которой и приводит к перемещению (циркуляции) жидкости в охлаждающей системе двигателя. С противоположной стороны вала находится приводной шкив. Посредством ременной передачи газораспределительного механизма (ГРМ) и приводного колеса (шкива) на вал подается энергия от вращения двигателя. В свою очередь, вал приводит в действие крыльчатку.

В пространстве между крыльчаткой и корпусом вмонтирован уплотнитель (сальник), повреждение которого приводит к возникающим с водяной помпой проблемам. Просачивание через некачественный (поврежденный) сальник жидкостей (тосол, антифриз) к подшипникам вызывает вымывание смазки, в результате чего происходит более быстрый износ, ведущий к заклиниванию насоса, а в дальнейшем – к разрыву ремня ГМР и сгибанию клапанов.

Как следствие, вся конструкция охлаждения двигателя перестает функционировать, перенагревается и выходит из строя. Это влечет за собой существенные финансовые затраты и трудоемкие дорогостоящие работы, нежели обычная замена водяной помпы.

Инструменты для замены помпы на ВАЗ:

  • автомобильные ключи на 10, 17 и 19;
  • головка номер 10;
  • плоская отвертка.

Подробная инструкция по замене насоса на ВАЗ-2115

Замена водяной помпы достаточно несложная операция, при должном соблюдении инструкции и заранее приготовленном инструменте.

  1. Автомобиль загоняется на смотровую яму. Перед началом ремонта двигателю дается один-два часа на остывание. Снимается защита с картера, при помощи ключей на 17-19 удаляется защитный кожух.
  2. Поднимается капот.
  3. Через открытый клапан, находящийся с левой стороны радиатора, сливается охлаждающая жидкость (тосол, антифриз).
  4. Отворачиваем болт на блоке цилиндров. Через образовавшееся отверстие спускаем охлаждающую жидкость уже из двигателя. Выйдет несколько проще, если ослабить хомут на патрубке радиатора и слить все в таз, а далее долить новый, тем самым полностью заменив жидкость.
  5. Ключом на 10 откручиваем три болта, которые крепят наружный кожух ремня газораспределительного механизма (ГРМ). Ключом на 17 срываем болт зубчатого шкива (здесь главное не утерять шпонку, заранее выставив метки).
  6. Этим же ключом (17) откручиваем гайку ролика натяжителя ремня.
  7. Снимаем натяжитель ремня.
  8. Смещаем ремень сверху стоящего зубчатого шкива и помпы, сдвигая его по направлению к радиатору.
  9. Болт, удерживающий зубчатый шкив, выкручиваем и вынимаем (опять уделяя внимание сохранности шпонки, ее лучше снять и отложить в сторону). Небольшой трещоткой и головкой на 10 откручиваем необходимое количество болтов и гайку, удерживающих задний кожух ремня.
  10. Снимаем защиту.
  11. Плоской отверткой аккуратно приподнимаем насос и достаем его.
  12. В блоке цилиндров удаляем возможные остатки старого сальника.
  13. Зачищаем будущее место установки новой водяной помпы. Очень важно тщательно очистить место в блоке цилиндров, потому как если этим пренебречь, насос по окончании работ будет установлен неровно (криво), что в дальнейшем приведет к новым протечкам. То есть весь труд пойдет насмарку.
  14. Специальным автомобильным герметиком смазываем новый уплотнитель с обеих сторон и возвращаем на посадочное место насоса.
  15. Устанавливаем новую помпу на место таким образом, чтобы маркировочная надпись, выполненная на ней, находилась сверху.
  16. Монтируем детали, полученные при разборке в обратной последовательности.

Замена помпы ВАЗ-2115 своими руками: особенности проведения ремонта

Как поменять помпу на ваз 2115 видео

Автомобили 6 сентября 2017Замену помпы ВАЗ-2115 необходимо проводить при ее чрезмерном износе либо же ориентироваться на пробег автомобиля. При нормальной эксплуатации помпа может прослужить не более 90 000 км. Необходимо ориентироваться и на ресурс ремня ГРМ — он составляет около 50 000 км пробега. Следовательно, водяная помпа меняется одновременно с каждым вторым ремнём. Такая схема замены наиболее приемлема, так как помпа приводится в движение этим ремнем.

Для чего нужна помпа

При помощи жидкостного насоса обеспечивается принудительная циркуляция антифриза по контурам системы охлаждения. При помощи этого простого механизма намного лучше охлаждаются элементы поршневой группы, ГБЦ. Ресурс жидкостного насоса на автомобиле ВАЗ-2115 может быть практически любым, зависит он от многих факторов. Максимальный срок службы может составить чуть более 100 000 км.Помпа состоит из легкого алюминиевого корпуса и фланца. Во внутренней части находится подшипник, который смонтирован на валу. Для предотвращения вытекания антифриза установлен в корпусе сальник. На внутренней части вала находится крыльчатка, с ее помощью антифриз перекачивается по системе охлаждения. С внешней стороны располагается шестерня привода жидкостного насоса.

Особенности жидкостной помпы ВАЗ-2115

Устанавливается помпа на правой части двигателя, со стороны ремня ГРМ. На автомобилях с 8- и 16-клапанными моторами конструкция одинакова, но жидкостные насосы не взаимозаменяемы. Поэтому при покупке детали обязательно удостоверьтесь в том, что он подходит для вашего автомобиля.При неисправности сальников охлаждающая жидкость выходит наружу, загрязняет ремень газораспределительного механизма. Вследствие этого он начинает очень быстро изнашиваться. В том случае, если жидкостный насос выработал свой ресурс и заклинил, неизбежно рвется ремень ГРМ. При этом поршни встречаются с клапанами, из-за чего эти механизмы разрушаются.

Ремонт двигателя в такой ситуации просто неизбежен.

Благодаря интегрированию в ГРМ, уменьшились размеры двигателя. На автомобилях ВАЗ-2101 и подобных помпа находится над генератором, приводится в движение ремнём его привода. Это увеличивает размер силовой установки.

Видео по теме

Как провести диагностику

Прежде чем приступать к поиску неисправностей, необходимо снять пластиковую крышку, которой закрыт механизм газораспределения. Но можно распознать некоторые признаки, которые говорят о неполадках в функционировании помпы:

  • Посторонние звуки при работе мотора. Обычно они свидетельствуют о том, что пришел в негодность подшипник насоса. Но необходимо удостовериться, что источником звука является именно насос. Так как при чрезмерном износе натяжной ролик тоже может подобным образом сигнализировать о поломке.
  • Со стороны ремня ГРМ при длительной стоянке появляются следы охлаждающей жидкости.
  • В том случае, когда резко повышается температура мотора при движении, можно говорить, что внутри системы дефицит жидкости. Это может произойти вследствие неисправности радиатора, патрубков, а также жидкостной помпы.
  • Одна из популярных неисправностей — перекос шкива привода. В этом случае ремень ГРМ начинает наезжать на внешнюю кромку натяжного ролика. На внешней стороне ремня появится небольшая выработка. В этом случае необходимо как можно быстрее произвести замену помпы ВАЗ-2115 8 клапанов (инжектор).
  • Чтобы поставить точный диагноз, необходимо при помощи ключа на «10» выкрутить болты, которыми крепится защитная крышка механизма ГРМ. После этого нужно ключом на «17» ослабить натяжение ремня. Для этого выкручиваете гайку на ролике.Возьмитесь рукой за шкив привода жидкостного насоса. Если имеется люфт, помпу необходимо заменить. Но если нет люфта, зато присутствуют следы антифриза под кожухом механизма газораспределения, обязательно проведите замену помпы ВАЗ-2115 (8 клапанов). Старайтесь при каждой замене ремня механизма газораспределения проводить диагностику жидкостного насоса.

    Этапы работы и материалы

    В целом весь ремонт можно разбить на следующие этапы:

  • Подготовительная часть. В неё можно включить подготовку инструмента и места для проведения ремонта.
  • Слив из системы охлаждения жидкости.
  • Демонтаж старого, пришедшего в негодность устройства.
  • Покупку и установку нового насоса охлаждающей жидкости
  • Для проведения замены помпы на ВАЗ-2115 своими руками, вам потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Накидные и рожковые ключи.
  • Торцовые головки и трещотка.
  • Домкрат, опоры, противооткатные башмаки.
  • Конусообразные плоскогубцы.
  • Отвертка.
  • Емкость не менее 10 литров.
  • Чистая ветошь.
  • Также вам потребуется наличие герметика. Но использовать его необходимо аккуратно, в малых количествах.

    Как снять жидкостный насос

    Для демонтажа придется выполнить следующие действия:

  • Выкрутить болты, которыми крепится кожух механизма газораспределения. Снять этот кожух.
  • На шестерне распредвала необходимо совместить риску с выступом, которая находится на левой стороне корпуса мотора. Для этого необходимо при помощи домкрата приподнять правую сторону автомобиля, после чего при включенной пятой скорости, вращая колесо, добиться совмещение меток.
  • Обязательно перед снятием приводного ремня нужно совмещать метки. Это облегчит дальнейшую сборку.
  • Ключом на «17» необходимо выкрутить гайку, которой крепится натяжной ролик. После этого нужно снять ремень и убрать его в сторону. Ролик также необходимо демонтировать. Если не планируется замена ремня газораспределения, снимать шкив коленчатого вала нет необходимости.
  • После этого нужно отключить у аккумулятора отрицательную клемму.
  • Теперь снимите модуль зажигания, провода отключать не нужно.
  • Выкрутите болт, который находится в рубашке охлаждения двигателя. Слейте жидкость. Обязательно выкрутите пробку расширительного бачка, без этого жидкость не будет выливаться.
  • Далее необходимо полностью снять кожух из металла. Для этого выверните 5 болтов его крепления.
  • Помпа закреплена на блоке двигателя при помощи трех болтов. Их необходимо выкрутить с помощью ключа на «10». Предварительно необходимо обстучать корпус, чтобы облегчить демонтаж узла.
  • Посадочное место под помпу на двигателе необходимо тщательно очистить, чтобы там не осталось следов герметика и старой прокладки. Желательно на ВАЗ-2115 замену ремня ГРМ, помпы проводить одновременно. Это облегчит ремонт.

    Установка новой помпы

    Прежде чем приступать к установке, необходимо на прокладку нанести тонкий слой герметика. Отверстия в блоке и фланцы совпадают лишь в одном положении. Достаточно совместить их, после чего наживить болты. Окончательную затяжку болтов необходимо проводить примерно через 20 минут, чтобы герметик немного застыл.В этом случае вы обеспечите максимальную герметичность собранного узла. Дальнейшая сборка осуществляется в порядке, обратном демонтажу. Старайтесь установить все крепежные элементы, ничего остаться не должно. На этом замена помпы ВАЗ-2115 окончена, система охлаждения будет функционировать в нормальном режиме.Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

    Результаты проведенных работ

    После завершения работы и положенного для застывания герметика времени заводим автомобиль (ВАЗ-2115) и проводим пробную поездку на небольшое расстояние желательно по неровному участку дороги. Если в салоне автомобиля не чувствуется запах антифриза, а из двигателя не доносится посторонних шумов и стука, то работы по замене насоса системы охлаждения произведены качественно.

    Тем самым вы приобрели опыт по замене водяной помпы собственного авто 2115 и сэкономили порядка одной тысячи рублей, которые бы потребовались при замене на СТО.

    Как поставить помпу на ВАЗ 2113, 2114, 2115

    ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 считаются своего рода «звёздами» АВТОВАЗа начала 2000 годов. Эти модели действительно отличаются неприхотливостью и долговечностью. Каждый владелец, который внимательно следит за своим четырёхколёсным другом, понимает, как важно обеспечивать своевременный уход механизмам. Для поддержания работы двигателя в штатном режиме достаточно вовремя менять масло и следить за системой охлаждения. Однако если замена масла обычно не представляет трудностей для водителей, то работа с системой охлаждения и, в частности, с помпой может вызвать некоторые затруднения.

    Для чего нужна помпа в автомобиле

    Говоря о работе двигателя, нельзя не оценить и функционал системы охлаждения. Ведь именно благодаря её качественной работе становится возможным эксплуатация мотора при любой погоде и в любом режиме.

    Двигатель — это очень сложный узел любого автомобиля. Постоянное трение поршней приводит к тому, что части мотора быстро нагреваются, это может привести к их «заклиниванию». Исключить перегрев двигателя можно только одним способом — постоянным поддерживанием штатной температуры. Именно для этого в устройстве машины и создана система охлаждения.

    В расширительный бачок заливается охлаждающая жидкость (на автомобилях ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 с одним и тем же успехом может использоваться как тосол, так и антифриз). Из бака жидкость по трубкам поступает в водяной насос (его второе название — помпа), а оттуда уже в радиатор и к блоку цилиндров. Именно циркуляция жидкостей обеспечивает качественное и своевременное охлаждение мотора.

    Помпа для ВАЗ 2114/2115

    Стандартное изделие в металлическом корпусе оснащено крыльчаткой для создания давления тосола в системе

    Водяной насос приводится в движение после запуска силового агрегата. На ВАЗ 2114, 2115 он находится в системе ГРМ, то есть крыльчатка насоса запускается ремнём ГРМ. Крыльчатка вращает лопастями, благодаря чему тосол начинает циркулировать по всей системе. Если бы помпы не было, то смысла во всей охлаждающей системе не наблюдалось.

    Помпа служит одной-единственной цели — создавать необходимое давление в системе для бесперебойной циркуляции тосола.

    Для чего нужна помпа

    При помощи жидкостного насоса обеспечивается принудительная циркуляция антифриза по контурам системы охлаждения. При помощи этого простого механизма намного лучше охлаждаются элементы поршневой группы, ГБЦ. Ресурс жидкостного насоса на автомобиле ВАЗ-2115 может быть практически любым, зависит он от многих факторов. Максимальный срок службы может составить чуть более 100 000 км.

    Помпа состоит из легкого алюминиевого корпуса и фланца. Во внутренней части находится подшипник, который смонтирован на валу. Для предотвращения вытекания антифриза установлен в корпусе сальник. На внутренней части вала находится крыльчатка, с ее помощью антифриз перекачивается по системе охлаждения. С внешней стороны располагается шестерня привода жидкостного насоса.

    Замена помпы на ВАЗ 2114 (8 клапанов)

    Замена водяного насоса — эта та редкая процедура, которая рано или поздно будет нужна любому автомобилю. Помпа по своему устройству — максимально простой прибор, поэтому и ломается нечасто. Однако со временем или из-за агрессивной манеры езды может выйти из строя любой агрегат.

    Как проверить помпу

    На ВАЗ 2114,2115 очень легко выявить неисправность водяного насоса. Не нужно обладать какими-то специальными знаниями, так как существует всего три признака, на которые нужно обратить внимание.

    Перегрев двигателя

    Если даже в зимнее время года при езде на небольшие расстояния вентилятор не справляется с охлаждением, то этот признак может свидетельствовать о том, что с помпой не всё в порядке. Если стрелка прибора на температуре мотора постоянно находится выше рабочей отметки в 90 градусов, то самое время провести проверочные работы:

    1. Завести мотор, прогреть его до рабочей температуры.
    2. Включить печку.
    3. Если сразу из печки начинает поступать холодный воздух, то циркуляция в системе охлаждения не работает нормально.
    4. Необходимо заменить помпу, так как неисправность связана с повреждениями крыльчатки.

    Мотор «закипел»
    Появление испарений и жара из-под капота — явный признак сильного перегрева двигателя

    Ремень ГРМ изнашивается неравномерно

    При осмотре гидрораспределительного механизма ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 можно заметить неравномерный износ ремня. Действительно, в силу того, что помпа напрямую направляется ремнём ГРМ, он изнашивается неравномерно (например, только с одной стороны) — этот признак также свидетельствует о поломках водяного насоса.

    Потребуется снять ремень, чтобы убедиться в реальности своих догадок. Из-за износа подшипников помпы он может разбалтываться, в связи с чем быстро порвётся. Тогда как сама помпа может ещё выполнять свою функцию в штатном режиме какое-то время.

    Ремень ГРМ
    В идеале ремень ГРМ должен равномерно изнашиваться с двух сторон

    Течь помпы

    Если водяной насос стоит на автомобиле очень долго, то рано или поздно сальник настолько сильно износится, что начнёт протекать. Течь тосола в ГРМ под помпой — это один из признаков неисправности помпы. При выделении нескольких капель в сутки ситуацию нельзя считать критичной: насос в целом справляется со своей работой, обеспечивая качественное охлаждение мотора. Однако если из-под помпы вытекает большое количество тосола, нужно менять насос в срочном порядке.

    Сильная течь помпы
    Обильная течь говорит о потере герметизации помпы и о её выходе из строя

    В некоторых случаях протечки могут наблюдаться как из-за износа сальника, так и из-за неправильной установки прокладки во время замены помпы.

    Перегрев двигателя


    Еще один симптом неисправности водяного насоса в ВАЗ 2115 – это перегрев двигателя. Часто это сопровождается нагреванием и даже закипанием антифриза. Первый признак – появление пара из-под капота. Продолжать движение на автомобиле в этом случае не рекомендуется, ведь работа в таком режиме может сильно повредить мотор. Как только станет очевидным повышение температуры двигателя, необходимо в кратчайшие сроки провести диагностику помпы и всей системы охлаждения.

    Готовим инструменты

    Независимо от того, какая именно проблема возникла на вашем автомобиле, единственным решением для её устранения можно считать замену помпы. Эту работу на ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 можно выполнить и самостоятельно, так как удобная конструкция машины вполне позволяет провести все этапы работ без специальных навыков и умений.

    Для начала нужно будет подготовить нехитрый инструмент:

    • гаечные ключи на 10, 17 и 19;
    • торцовая головка на 10;
    • плоская отвёртка с тонким лезвием.

    Без этого трубчатого торцевого ключа невозможно будет открутить труднодоступные болты на креплении помпы

    Как поменять помпу

    Порядок работ на ВАЗ 2114, 2115 с 8-клапанным двигателем определяется следующим образом:

    1. Снять защитный кожух с ГРМ.
    2. Слегка ослабить ролик — натяжитель.
    3. Чуть-чуть уменьшить степень натяжения ремня генератора, после чего снять ремень генератора и ремень ГРМ.
    4. От помпы отключить все шланги (возможно вытекание тосола, поэтому рекомендуется заранее подставить под помпу ёмкость или проложить место ветошью).
    5. Слить из системы тосол (достаточно отвернуть пробку из радиатора, чтобы жидкость вытекла за 10 минут).
    6. Отсоединить защитную крышку насоса и вытащить помпу.
    7. После демонтажа обязательно нужно очистить поверхности фланца от потёков и грязи, а также удалить остатки старой резиновой прокладки.
    8. Далее потребуется выполнить все работы по установке новой помпы в обратном порядке.

    Необходимо менять резиновую прокладку даже в том случае, если на ней нет следов износа или повреждений. Для надёжности герметизации рекомендуется промазывать термостойким герметиком как место посадки помпы, так и её стык с блоком цилиндров.

    Новая и старая помпы
    Рекомендуется убедиться, что новая и старая помпы полностью идентичны

    Как поменять патрубки на помпе

    Замена патрубка на водяном насосе целесообразна в тех случаях, когда шланг вздулся или имеет мелкие трещинки, через которые проступает тосол. Существенный недостаток смены патрубков заключается в том, что они расположены ниже помпы — то есть придётся домкратить кузов и подлезать снизу.

    Старые патрубки снимаются после того, как были слит антифриз и демонтирована сама помпа. Важно очистить место посадки от пыли, грязи и потёков охлаждающей жидкости. После подсоединить к новой помпе новые патрубки, установив на стыке новую прокладку. Рекомендуется пользоваться термостойким герметиком для надёжности соединений.

    Патрубки помпы на ВАЗ 2114/2115
    Перед установкой новых патрубков необходимо слить тосол из системы охлаждения

    Этапы работы и материалы

    В целом весь ремонт можно разбить на следующие этапы:

    1. Подготовительная часть. В неё можно включить подготовку инструмента и места для проведения ремонта.
    2. Слив из системы охлаждения жидкости.
    3. Демонтаж старого, пришедшего в негодность устройства.
    4. Покупку и установку нового насоса охлаждающей жидкости

    Для проведения замены помпы на ВАЗ-2115 своими руками, вам потребуются следующие инструменты и материалы:

    1. Накидные и рожковые ключи.
    2. Торцовые головки и трещотка.
    3. Домкрат, опоры, противооткатные башмаки.
    4. Конусообразные плоскогубцы.
    5. Отвертка.
    6. Емкость не менее 10 литров.
    7. Чистая ветошь.

    Как поставить дополнительную помпу на ВАЗ 2114, 2115

    Опытные владельцы ВАЗ знают, что «четырнадцатая» и «пятнадцатая» идеально подходят для проведения самых разных экспериментов по установке того или иного оборудования. Например, если штатного обогрева на ВАЗ 2114 через печку владельцу недостаточно, то можно установить вторую (дополнительную помпу). Суть этой процедуры заключается в том, что помпа будет качать тосол по малому кругу, обеспечивая, таким образом, более качественное охлаждение мотора и поддерживая температуру в салоне зимой.

    Подключённая система дополнительной помпы
    Второй водяной насос заставляет систему охлаждения работать с максимальной продуктивностью

    Установка дополнительной помпы занимает максимум 10 минут времени, однако процедура несколько увеличится по срокам из-за того, чтобы придётся сливать тосол из системы.

    Заранее нужно будет приобрести следующие запчасти:

    • водяной насос (для моделей 2114 и 2115 идеальным решением считается помпа производства Bosch 0 392 020 034);
    • элементы электрооборудования;
    • несколько шлангов разной длины (в зависимости от диаметра малого круга) с хомутами;
    • крепёж для помпы.

    Собираем конструкцию

    В этом деле уже потребуется кое-какой опыт самостоятельного обслуживания ВАЗ. Так, чтобы установить дополнительную помпу, необходимо:

    1. Собрать сам этот узел из трёх частей — помпы и двух патрубков (самый короткий шланг работает на отвод, более длинный — на всос тосола).
    2. Далее слить охлаждающую жидкость из системы.
    3. Возле днища машины нащупать два шланга, идущих от печки, снять тот, который работает на отвод.
    4. Вместо него подсоединить собранный узел.
    5. После этого саму помпу прикрепить к картеру механической коробки переключения передач. Лучше использовать для этого кронштейны и винты.

    Завершающий этап — это заливка нового тосола.

    Установка дополнительной помпы
    Для крепления насоса можно использовать крепёж любого вида, главное — обеспечить надёжность соединения

    Видео: процедура замены водяного насоса своими руками

    Необходимо менять резиновую прокладку даже в том случае, если на ней нет следов износа или повреждений. Для надёжности герметизации рекомендуется промазывать термостойким герметиком как место посадки помпы, так и её стык с блоком цилиндров.

    Как поменять патрубки на помпе

    Замена патрубка на водяном насосе целесообразна в тех случаях, когда шланг вздулся или имеет мелкие трещинки, через которые проступает тосол. Существенный недостаток смены патрубков заключается в том, что они расположены ниже помпы — то есть придётся домкратить кузов и подлезать снизу.

    Старые патрубки снимаются после того, как были слит антифриз и демонтирована сама помпа. Важно очистить место посадки от пыли, грязи и потёков охлаждающей жидкости. После подсоединить к новой помпе новые патрубки, установив на стыке новую прокладку. Рекомендуется пользоваться термостойким герметиком для надёжности соединений.

    Как поставить дополнительную помпу на ВАЗ 2114, 2115

    Опытные владельцы ВАЗ знают, что «четырнадцатая» и «пятнадцатая» идеально подходят для проведения самых разных экспериментов по установке того или иного оборудования. Например, если штатного обогрева на ВАЗ 2114 через печку владельцу недостаточно, то можно установить вторую (дополнительную помпу). Суть этой процедуры заключается в том, что помпа будет качать тосол по малому кругу, обеспечивая, таким образом, более качественное охлаждение мотора и поддерживая температуру в салоне зимой.

    Установка дополнительной помпы занимает максимум 10 минут времени, однако процедура несколько увеличится по срокам из-за того, чтобы придётся сливать тосол из системы.

    Заранее нужно будет приобрести следующие запчасти:

    1. водяной насос (для моделей 2114 и 2115 идеальным решением считается помпа производства Bosch 0 392 020 034);
    2. элементы электрооборудования;
    3. несколько шлангов разной длины (в зависимости от диаметра малого круга) с хомутами;
    4. крепёж для помпы.

    Собираем конструкцию

    В этом деле уже потребуется кое-какой опыт самостоятельного обслуживания ВАЗ. Так, чтобы установить дополнительную помпу, необходимо:

    • Собрать сам этот узел из трёх частей — помпы и двух патрубков (самый короткий шланг работает на отвод, более длинный — на всос тосола).
    • Далее слить охлаждающую жидкость из системы.
    • Возле днища машины нащупать два шланга, идущих от печки, снять тот, который работает на отвод.
    • Вместо него подсоединить собранный узел.
    • После этого саму помпу прикрепить к картеру механической коробки переключения передач. Лучше использовать для этого кронштейны и винты.

    Завершающий этап — это заливка нового тосола.

    Замена помпы на ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 (16 клапанов)

    Процедура замены водяного насоса на моторах 8 и 16 клапанов будет несколько различаться. Дело в том, что на ВАЗ 2114 с 8 клапанами стоит только один шкив коленчатого вала, а на машинах с 16-клапанным мотором — два. То есть конструкции автомобилей с разными типами двигателей несколько отличаются друг от друга.

    В связи с этим нужно быть предельно внимательным: помпы для ВАЗ с 8 или 16 клапанами нельзя считать взаимозаменяемыми. То есть, при покупке нового водяного насоса следует убедиться, что он подходит именно к вашему типу двигателя на ВАЗ.

    Процедура замены водяного насоса

    Для начала потребуется снять пластиковый кожух защиты ремня ГРМ, однако это не так просто, как на ВАЗе с 8 клапанами:

    • Для того чтобы снять кожух потребуется снять шкивы с обоих коленвалов.
    • И также нужно отсоединить два ролика ГРМ — опорный и натяжной.
    • Снять помпу без демонтажа шкивов и роликов невозможно.
    • Также потребуется снять правое переднее колесо. Рекомендуется использовать домкрат, чтобы поднять кузов на нужную высоту. Только так можно будет добраться до болтовых соединений, которыми кожух ГРМ крепится к мотору.
    • Далее можно руководствоваться той схемой, которая приведена для 8-клапанных двигателей.

    Работа по замене водяного насоса на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 не представляет особых сложностей. Главное — тщательно подойти к выполнению каждого этапа процедуры и работать только исправными инструментами. Замена помпы своими руками — это та работа, которая не нуждается в спецподготовке.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Замена помпы на ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 (16 клапанов)

    Процедура замены водяного насоса на моторах 8 и 16 клапанов будет несколько различаться. Дело в том, что на ВАЗ 2114 с 8 клапанами стоит только один шкив коленчатого вала, а на машинах с 16-клапанным мотором — два. То есть конструкции автомобилей с разными типами двигателей несколько отличаются друг от друга.

    В связи с этим нужно быть предельно внимательным: помпы для ВАЗ с 8 или 16 клапанами нельзя считать взаимозаменяемыми. То есть, при покупке нового водяного насоса следует убедиться, что он подходит именно к вашему типу двигателя на ВАЗ.

    Процедура замены водяного насоса

    Для начала потребуется снять пластиковый кожух защиты ремня ГРМ, однако это не так просто, как на ВАЗе с 8 клапанами:

    1. Для того чтобы снять кожух потребуется снять шкивы с обоих коленвалов.
    2. И также нужно отсоединить два ролика ГРМ — опорный и натяжной.
    3. Снять помпу без демонтажа шкивов и роликов невозможно.
    4. Также потребуется снять правое переднее колесо. Рекомендуется использовать домкрат, чтобы поднять кузов на нужную высоту. Только так можно будет добраться до болтовых соединений, которыми кожух ГРМ крепится к мотору.

    Далее можно руководствоваться той схемой, которая приведена для 8-клапанных двигателей.

    Работа по замене водяного насоса на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 не представляет особых сложностей. Главное — тщательно подойти к выполнению каждого этапа процедуры и работать только исправными инструментами. Замена помпы своими руками — это та работа, которая не нуждается в спецподготовке.

    Выбор помпы

    Ремонт насоса охлаждения на ВАЗ 2114-15 не имеет особого смысла. Его конструкция не предполагает замены деталей. Конечно, вы можете поменять подшипник. Но, наверняка вскоре придется снова ее ремонтировать. Поэтому, проще всего приобрести новую деталь, установить ее, и забыть об этом на длительный срок. Благо стоимость запчасти невелика. Она может колебаться от 600 до 1000 рублей. Причем, стоимость не всегда является показателем.

    Старайтесь приобретать детали только в проверенных магазинах. При покупке всегда проверяйте комплектность и наличие голограмм.

    Для чего нужна помпа в автомобиле

    Насос способствует движению жидкости (антифриз или тосол) в системе охлаждения. Внутри механизма имеется вал. Туда крепится крыльчатка, при вращении которой происходит циркуляция.

    С противоположной стороны к валу закрепляют шкив. Система активизируется за счет вращения детали в газораспределительном механизме (ГРМ). Когда помпа приходит в негодность (чаще всего клинит), мотор автомобиля может перегреться. При некоторых поломках из устройства начинает вытекать антифриз.

    В автомобилях чаще используется водяная помпа центробежного типа. Этот вариант отличается простотой конструкции и долговечностью.

    Как определить износ помпы

    Износ водяного насоса с легкостью заметят опытные автомобилисты. Новичкам сложно определить неисправную деталь. Признаки износа описаны ниже.

    Перегрев двигателя

    Когда на приборной панели температура двигателя выше 90 градусов — помпа неисправна, особенно если перегрев происходит зимой.

    Такой симптом, сопровождающийся загоранием лампочки на приборной панели, сигнализирует о неисправности детали. Закипает антифриз и идет пар из радиатора. Автомобиль эксплуатировать нельзя.

    Чтобы убедиться в источнике неисправности, необходимо:

    1. Прогреть двигатель до 90 градусов.
    2. Установить на панели управления печкой горячий воздух и включить.

    При исправном насосе должно поступать тепло. Если идет холодный воздух при рабочей температуре мотора — это признак поломки крыльчатки. Требуется замена помпы.

    Неравномерное изнашивание ремня ГРМ

    Механизм запускается ремнем ГРМ. При неполадках неопреновое изделие может неравномерно изнашиваться. Удостовериться в этом можно, сняв ремень и осмотрев изделие. С одной стороны износ будет больше.

    Связана проблема с исчерпанием ресурса подшипников помпы. Сама деталь может все еще работать исправно.

    Неравномерный износ может быть связан с искривлением крепления. Проверить несоосность можно, приложив линейку или другой ровный предмет к ремню.

    Подтекание

    Наиболее распространенная проблема помпы, с которой сталкиваются владельцы ВАЗ 2114 — течь. Может происходить из-под сальника, крыльчатки или корпуса. Жидкость будет наблюдаться на корпусе устройства, креплениях или защите двигателя.

    Если заметны капли, которые накапливаются долго — проблема не критичная, не обязательно устранять в срочном порядке. Если жидкости много, необходимо вмешательство.

    Иногда антифриз подтекает после замены помпы. Значит, неправильно установлена прокладка.

    Еще один показатель неисправности насоса — в салоне запах антифриза. Может сигнализировать и о других поломках.

    Внимание! Перечисленные признаки сигнализируют не только о неисправности насоса, но и о нарушении системы охлаждения, которую рекомендуется проверить.

    Водяная помпа — неремонтопригодная деталь в устройстве автомобиля. При поломке поможет только замена.

    Неравномерный износ ремня ГРМ


    Поломка в водяном насосе автомобиля может привести к тому, что ремень газораспределительного механизма начнет неравномерно изнашиваться. Это легко обнаружить, осмотрев данную деталь. Будет видно, что ремень изношен с одной стороны больше, чем с другой. Если визуально определить проблему не удается, можно попробовать следующий способ: в одной плоскости с помпой и натяжными роликами установить линейку или предмет наподобие ее. Несовпадение осей будет свидетельствовать о неисправности; оно же и провоцирует быстрый износ ремня. Однако причина поломки может крыться и в другом, например, в том, что некоторые детали установлены неправильно. Выявив неравномерное изнашивание ремня ГРМ, рекомендуется тщательно проверить весь механизм и продиагностировать помпу. Не следует игнорировать данную проблему, поскольку она может привести к обрыву ремня.

    Демонтаж

    Перед началом работ нужно понять, где находится деталь. Водяной насос расположен в левой стороне подкапотного пространства, под шкивом распредвала, поэтому при заклинивании слетает ремень ГРМ.

    Процесс снятия несложный, перед этим мотор должен остыть.

    В ТС с двигателем 8 клапанов необходимы действия:

    1. Отсоединить клемму с АКБ.

    Отключение клеммы от аккумулятора

    1. Убрать кожух ГРМ (держится на 3-х болтах).

    Снятие кожуха ГРМ
    Снятие кожуха ГРМ

    1. Выставить метку на распредвале, чтобы совмещалась с риской на моторе. Нужно поднять автомобиль домкратом и медленно крутить правое переднее колесо, предварительно установив 4-ю передачу.
    2. Отодвинуть ремень ГРМ. Изделие нужно ослабить, потребуется убрать натяжительный ролик.
    3. Открутить крепежные болты модуля зажигания, не отсоединяя контакты. Это нужно, чтобы подобраться к пробке слива тосола или антифриза.
    4. Приготовить емкость, куда будет поступать жидкость, и шланг.
    5. Открутить пробку ключом на «13». Подставить шланг, который должен быть направлен в емкость.
    6. Когда напор станет слабым, крышку можно прикручивать обратно. Всю жидкость сливать нет смысла, для облегчения процесса можно немного оставить.
    7. Подальше убрать емкость.
    8. Демонтировать тонкий патрубок. Деталь соединена с блоком подогрева дроссельной заслонки.
    9. Снять все патрубки подогрева.
    10. Отверткой заклинить зубья шестеренки распредвала, открутить болт крепления.
    11. Убрать шкив.

    Снятие шкива
    Снятие шкива

    1. Снять металлический кожух (крепится 5-ю болтами).
    2. Открутить насос. При помощи деревянного бруска обстучать корпус устройства, демонтировать.
    3. Очистить от герметика посадочное.

    Внимание! В процессе замены рекомендуется проверить ремень ГРМ и ролик. Если состояние деталей плохое, необходимо поменять вместе с помпой.

    Перед установкой нового насоса нужно проверить старый на наличие люфта. Проверить герметичность сальника. При отсутствии люфта и утечек старую помпу можно установить обратно.

    Замена помпы на ВАЗ 2113, 2114, 2115

    В процессе замены на новую деталь нужно нанести герметик, выдерживающий высокую температуру, на фланец и прокладку, которую необходимо установить в гнездо.

    Новая помпа на автомобиль ВАЗ 2115 монтируется следующим образом:

    1. Прикрутить болты и затянуть на фланце помпы.
    2. Поставить кожух из металла. Закрутить болты крепления.
    3. Установить шкив распредвала. Затянуть болт.

    Установка шкива распредвала
    Установка шкива распредвала

    1. Поставить натяжительный ролик и ремень ГРМ.

    Установка натяжительного ролика и ременя ГРМ.
    Установка натяжительного ролика и ременя ГРМ.

    1. Пассатижами откорректировать уровень натяжки изделия, которое не должно поворачиваться в бок более чем на 90 градусов.
    2. Установить защитную крышку механизма ГРМ из пластика.
    3. Заливать охлаждающую жидкость, пока из снятого патрубка дроссельной заслонки не начнет вытекать.
    4. Установить патрубок, затянуть крепление.
    5. До нужного объема залить антифриз или тосол.

    После замены своими руками необходимо запустить мотор и прогреть. Тогда будет понятно, исправно помпа работает или нет.

    На ВАЗ-2113 и 2114 некоторых модификаций с 2011 года устанавливались моторы 16 клапанов. На них помпа меняется так же, но есть некоторые отличия:

    1. Необходимо демонтировать две шестерни распредвала.
    2. Требуется снятие опорного ролика.
    3. Чтобы достать защитный кожух, нужно снимать колесо.

    16-клапанная модификация «четырнадцатой» модели требовательна к правильному выставлению меток.

    Внимание! Водяные насосы для двигателей инжектор 8 клапанов и 16 — разные.

    Замена помпы на двигателе 16V

    При замене помпы на ВАЗ 2114/15 с шестнадцатиклапанным двигателем к рекомендованному порядку действий добавляется несколько дополнительных операций:

    • снятие двух шестерён распределительных валов вместо одной;
    • демонтаж дополнительного опорного ролика;
    • для доступа к помпе снимается колесо и через арочный проём нижняя часть защитного кожуха.

    На двигателе 16V снимаются две шестерёнки распредвалов и металлическая пластина

    При обратной сборке следует обратить внимание на положение меток на шкивах распределительных валов. Допускается максимальное отклонение в сторону на половину зуба. После натяжения ремня нужно провернуть коленчатый вал несколько раз, чтобы убедиться в правильном совмещении меток.

    Установка дополнительного насоса

    Для повышения эффективности отопителя салона некоторые автовладельцы устанавливают на ВАЗ 2114 дополнительный электрический насос от «ГАЗели». После такого тюнинга печка начинает обогревать салон при температуре антифриза 50 °С.

    Для монтажа дополнительного насоса потребуется:

    • реле на 4 контакта и дополнительный разъём;
    • гнездо под предохранитель;
    • медные многожильные провода;
    • резиновые патрубки для подсоединения помпы.

    Дополнительный насос крепится скобой к одному из болтов коробки передач

    Перед монтажом рекомендуется снять крышку электронасоса и «посадить» её на герметик — на «ГАЗели» в этом месте нередко возникает течь. Затем насос прикручивается к одному из болтов крепления коробки передач.

    После этого подающий патрубок отопителя отсоединяется от мотора и подключается к дополнительному насосу. В разрыв между водяной рубашкой двигателя и новым агрегатом вставляется второй патрубок. Электрическое подключение производится к любой кнопке на приборной панели.

    Для включения насоса вместе с зажиганием от кнопки электрическое подключение проводится через реле

    Замена патрубков

    Во время замены насоса следует обратить внимание на состояние патрубков. При наличии трещин или повреждений, из-за чего вытекает охлаждающая жидкость, изделия надо менять. Рекомендуется это делать, когда снята помпа, не нужно второй раз сливать антифриз.

    Главный недостаток замены — шланги расположены низко, чтобы добраться туда, необходимо поднимать автомобиль.

    Процесс замены:

    1. Слить жидкость охлаждения.
    2. Снять водяную помпу.
    3. Произвести чистку посадочных мест.
    4. При установке на стыке поставить новую прокладку, используя высокотемпературный герметик.

    Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115

    Замена водяного насоса (Помпы) на ВАЗ

    Добро пожаловать! Водяной насос – в народе его называют просто помпа, он отвечает за циркуляцию жидкости по всей системе охлаждения и если данный насос выйдет из строя, то циркулировать жидкость перестанет или же будет циркулировать, но будет делать это очень медленно и не охотно, в связи с этим двигатель у автомобиля начнёт быстро греться и уже рабочую температуру в 90°c он не будет держать, а будет постоянно перегреваться, что очень плохо скажется на нём, кроме того помпа может ещё и заклинить при движении автомобиля или даже когда он на месте будет стоять но с заведённым мотором, заклинивание помпы это очень страшно, для 8 клапанных машин нет, но вот для 16 клапанных это действительно очень страшно, потому что когда помпа клинит (Не важно сколько клапанов у вас двигатель имеет), ремень ГРМ либо рвётся, либо же просто слетает, а если он порвётся то может загнуть клапана, поршни повредиться, стенки цилиндров поцарапаться и т.д., но для 8 клапанных автомобилей это не страшно (Не для всех автомобилей 8 клапанных это не страшно, потому что есть и модели на которых клапана гнёт когда ремень рвётся, к примеру на двигателе 21081 который на всё семейство Самара ставился), на них просто ремень либо слетит, либо он порвётся (Потом пока вы не произведёте замену помпы, вы не сможете ехать на автомобиле и ещё ко всему этому новый ремень придётся купить, поэтому на всякий случай возите помпу с собой и новый ремень, а то мало ли что в дороге случиться, а если вы ещё далеко от дома будете, то по любому помпу нужно будет менять или тащить автомобиль в сервис или же до дома на буксире).

    Примечание! Для проведения процедуры по замене данной вещи, вам нужно будет взять следующий набор инструментов, а именно: Набор всевозможных ключей, отвёртки, тряпку, удлинитель с накидными головками, вороток, ну и ещё по мелочи ведёрком можете запастись к примеру (Небольшим), в который будете складывать все винты и гайки, а то при выполнение работ, маленькие гаечки бывает теряются и поэтому все их рекомендуем вам складывать в одно какое то место!

    Где находится водяной насос (Помпа)? На автомобилях классического семейства, помпа располагается рядом с генератором и при выходе её из строя (При заклинивании к примеру), рвётся ремень генератора и уже ток на аккумуляторную батарею не поступает, а так же из-за заклинивании помпы по системе охлаждения жидкость не циркулирует и в связи с этим автомобиль начинает сильно греться, но что касается передне приводных автомобилей, по сути даже не важной какой это автомобиль, ВАЗ 2110 или ВАЗ 2114, на них на всех помпа располагается в одном и том же месте (Указана на фото ниже красной стрелкой, синей для наглядности указан шкив распределительного вала) и в движение она уже приводиться не ремнём генератора, а ремнём ГРМ и если вдруг помпа заклинивает, то первым делом ремень либо рвётся или же либо слетает, обездвижевается весь автомобиль при этом (Двигатель в этом случае будет работать в холостую), но что касаемо классических автомобилей (Это просто мы для примера их разбираем) то при заклинившей помпе и при обездвиженном генераторе на автомобиле можно будет продолжать движение, просто у в скорем времени либо аккумулятор сядет, либо машина закипит.

    Красной стрелкой указано месторасположение водяного насоса, а синей показан сам шкив распредвала

    Когда нужно менять водяной насос (Помпу)? Со временем он начинает шуметь, да так шуметь что вы сами сразу услышите и поймёте что с двигателем что то не так, но не всегда помпа сильно шумит, иногда даже тихо может работать и в один момент заклинить, но это не всегда, вообще помпа клинит только в том случае, когда смазка из подшипника который внутри помпы находятся вся уходит, кроме шума ещё есть несколько признаков того что помпа нуждается в замене, к примеру если за неё взяться руками и по шатать, то у неё может быть люфт которого быть не должно (Это от времени люфт данный появляется, с ним и помпа работать намного громче становиться) или ещё один признак, если вы увидели что через помпу вытекает жидкость (Это значит сальник у помпы уже не держит), то это уже явный признак того что она нуждается в замене и если вы будете откладывать эту замену, то в скорем времени жидкость вся выльется из системы или просто подливать её очень часто придётся, хотим вас ознакомить с одним интересным роликом в котором показывается наглядно как помпа пришла в негодность и шумит в связи с этим, кстати если взять рукой за неё (Это на видео даже есть) то можно ощутить люфт, которого как мы уже ранее говорили быть категорически не должно.

    Примечание! Помпу так же можно снять и проверить её полностью детально, но делать этого или нет уже решать только вам, потому что чтобы произвести снятие помпы с автомобиля, нужно времени много (Если уже не первый раз выполняете работу, то вы с ней быстро справитесь), да и жидкость охлаждающую придётся сливать и поэтому если вы всё таки не уверены в помпе и решили её снять, то сразу замените на новую, чтобы опять в ближайшее время её не снимать, но хотя если она в нормальном состояние, то можно обратно будет установить (О том как от дефектовать помпу мы ещё расскажем в статье, сразу скажем что означает слово дефектовка если вы ещё не знаете, а именно это означает как бы проверку с поиском дефектных деталей в тех или иных системах)!

    Замена и обслуживание помпы в ВАЗ 2114 своими руками

    В системе охлаждения ВАЗ 2114 работает множество элементов, один из которых – водяной насос. Среди автомобилистов агрегат больше известен как помпа. Насос выходит из строя редко.

    Но если это произошло, то эксплуатация автомобиля с неисправной помпой может привести к перегреву силовой установки.

    Чтобы сохранить все элементы двигателя и системы охлаждения в рабочем состоянии, нужно проводить регулярный осмотр. Касается это и водяного насоса.

    Внешний вид помпы (водяного насоса), которая используется в охлаждающей системе автомобилей ВАЗ

    Разобравшись с предназначением помпы, можно легко проверить её работоспособность. Способов проверки достаточно много, но большинство автомобилистов предпочитают делать это при помощи верхнего шланга радиатора. Его необходимо зажать во время работы двигателя. Если внутри шланга чувствуется пульсация охлаждающей жидкости, значит помпа работает исправно, соответственно, замена не требуется.

    Признаки неисправности

    Существует четыре признака по которым можно понять, что водяной насос в автомобиле ВАЗ 2114 вышел из строя:

    1. Охлаждающая жидкость быстро уходит. Такой признак указывает на то, что помпа повреждена. Также течь может быть в другом месте, к примеру, в патрубках или в самом радиаторе. Необходимо проверить всю систему охлаждения на наличие протечки.
    2. Повреждения ротора. Чтобы проверить эту деталь, необходимо провести осмотр обратной стороны водяного насоса. Если лопасти ротора частично или полностью разрушены, работа всего узла ухудшается.
    3. Жидкость на контрольно-вентиляционном отверстии. Если из этого отсека сочится антифриз, значит сальник помпы износился. При обнаружении темного налета вокруг сальника, необходимо заменить его.
    4. Воющий шум во время работы мотора ВАЗ 2114. Такой дефект чаще всего появляется при износе подшипников вала помпы.

    Местонахождение помпы под капотом. При замене насоса требуется установка нового ремня ГРМ

    При необходимости замены помпы, нужно позаботиться о наличии нового ремня газораспределительного механизма. Перед началом разбора нужно убедиться, что под рукой присутствует набор отверток, гаечных ключей, куплены детали на замену, прокладки, герметик и т.д.

    Процесс будет значительно проще, если водитель снимет правое переднее колесо. Лучше демонтировать его вместе с защитой. В подготовку также входит удаление кожуха ремня ГРМ, который крепится на болты. После можно снимать ремень, шкив и ролик генератора.

    В общем, механизм натяжения ремня должен быть убран.

    Инструкция

    1. Замена начинается с демонтажа шестерни газораспределительного вала в ВАЗ 2114. Достать её можно при помощи торцового ключа, который помещается в одно из отверстий. Этим действием шестерня будет «заблокирована», и можно будет открутить все болты крепления.

    Вам нужно открутить четыре болта, которые держат крышку шкива распредвала

    Обычно шестерня сидит свободно, но при сопротивлении ей можно помочь молотком. Также нужно быть особенно внимательным при демонтаже, так как фиксирующая шпонка расположена внизу шестерни. Определить где низ, а где верх можно по меткам газораспределения. Нужно проследить, чтобы шпонка не выпала, так как деталь маленькая. Легче всего её достать при помощи плоской отвертки.

    1. После нужно слить весь антифриз из системы. Когда жидкость слита, можно демонтировать металлический щиток.
      Держат металлический щиток несколько болтов и гайка. Эти элементы помечены стрелками
    2. Теперь водитель может извлечь нерабочий механизм водяного насоса. Замена может застопориться, так как не всегда вручную можно сорвать механизм. Помочь в этом деле может деревянная наставка и молоток. Насос нужно вынимать, когда его ничего не держит. Упростить процесс может отвертка, но при ощутимом сопротивлении не стоит давить инструментом, так как алюминиевый корпус может навредить другим элементам.
      Вам необходимо повернуть крышку и аккуратно извлечь помпу с её посадочного места
    3. Когда механизм извлечен, можно приступать к установке нового насоса. Место необходимо тщательно зачистить от старого герметика, а также удалить старую прокладку. На новую прокладку следует нанести слой герметика и поставить её вместе с новым насосом.
      Номер, обозначенный стрелкой, должен находиться сверху, чтобы механизм работал исправно
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]