Диагностика и ремонт генератора на ВАЗ 2109 своими руками

    • продиагностировать регулятор напряжения – на тестере выставляется режим замера напряжения (промеряется на клеммах АКБ или на выводах генераторного узла). При нормальной работе параметр должен быть в пределах от 14 до 14,2 Вольт, а при нажатии на газ увеличиться не более чем на 0,5 Вольт). В случае несоответствия, меняют реле напряжения;
    • диагностика диодного моста генератора – тестер переводят в режим звука, а именно при замыкании выходов щупов можно услышать характерный звук. Проверить нужно каждый диод в разных направлениях, но звук должен быть слышен, только в одном (звук доносится в обоих направлениях – диод пробит, соответственно подлежит замене, причем лучше всего менять весь диодный мост);

  • Ремонт генератора ВАЗ 2109 можно произвести как на СТО, так и самостоятельно. В двух словах, весь процесс состоит из нескольких этапов: демонтаж генератора, разборка генератора, дефектовка и замена деталей, сборка генераторного узла, установка и подключение генераторного устройства.

    Инструменты, необходимые для проведения ремонтных работ: тиски, набор гаечных ключей, комплект отверток, съемный инструмент для подшипниковых устройств.

    Чтобы разобрать генератор, потребуется:

    • отключить аккумулятор, сняв с него клеммы и обесточив бортовую сеть;
    • демонтировать колпачок с вывода и выкрутить соответствующую гайку;
    • сняв проводку со шпильки, отключить колодку с проводкой, идущую к разъему узла;
    • ослабив затяжку фиксации узла к регулировочной планке, поднять узел вверх до момента упора к головке блока цилиндров;
    • освободить шкив генератора от ремня;
    • выкрутив винт фиксации планки к блоку цилиндров, под машиной выкрутить винты кронштейна на ДВС;
    • проводим демонтаж генератора, достав его из моторного отсека;
    • разбираем генератор и меняем вышедшие из строя элементы;
    • сборку и установку следует производить в обратном порядке.

    Подведем итоги

    С учетом приведенной выше информации становится понятно, что вовремя замеченные и выявленные поломки позволяют не только избежать проблем при эксплуатации ТС, но и зачастую увеличить срок службы генератора.

    Особенности конструкции

    Автомобили ВАЗ 2109 могут комплектоваться двумя моделями генераторных устройств. Это 37.3701 и 9402.3701.

    Описание конструктивных элементов первого:

    • 1 — поджимной штуцер;
    • 2 — втулка;
    • 3 — буферный штуцер;
    • 4 — задняя крышка узла;
    • 5 — болт, фиксирующий выпрямительное устройство;
    • 6 — сам выпрямительный узел;
    • 7 — вентиль этого устройства;
    • 8 — конденсаторный компонент;
    • 9 — задний подшипниковый элемент вала роторного устройства;
    • 10 — контактные кольца;
    • 11 — шкив роторного устройства;
    • 12 — щетка, подключенная к выводу В регулятора;
    • 13 — контакт 30, необходим для подсоединения потребителей энергии;
    • 14 — контактный элемент 61 генераторной установки;
    • 15 — щетка, подключенная к выходу Ш на регуляторном механизме;
    • 16 — контакт В этого элемента;
    • 17 — само регуляторное устройство напряжения в бортовой сети;
    • 18 — шпилька для фиксации генераторного агрегата к натяжной планке;
    • 19 — крыльчатка;
    • 20 — вал;
    • 21 — шайбы для фиксации подшипникового устройства;
    • 22 — упорное кольцо;
    • 23 — передний подшипниковый элемент шкива роторного устройства;
    • 24 — обмотка ротора;
    • 25 — полюсный наконечник этого устройства;
    • 26 — еще одна обмотка;
    • 27 — статорный механизм;
    • 28 — передняя крышка генераторного узла.


    Схема модели устройства 37.3701
    Конструкция агрегата 9402.3701:

    • 1 — защитный кожух приспособления;
    • 2 — контакт В+ для подключения электрооборудования машины;
    • 3 — конденсаторное устройство;
    • 4 — общий контакт дополнительных диодных элементов. Он подключается к выходу D+ на регуляторном приспособлении;
    • 5 — фиксирующее устройство плюсовых диодов выпрямительного механизма;
    • 6 — фиксатор для отрицательных диодных элементов;
    • 7 — плюсовой диод;
    • 8 — минусовой элемент;
    • 9 — регуляторное устройство напряжения в электросети машины;
    • 10 — задняя крышка генераторного агрегата;
    • 11 — стяжной болт;
    • 12 — передняя крышка генераторного агрегата;
    • 13 — обмотка статора;
    • 14 — упорное кольцо;
    • 15 — передний подшипниковый элемент вала роторного механизма;
    • 16 — вал;
    • 17 — гайка;
    • 18 — вал роторного механизма;
    • 19 — конусообразная шайба;
    • 20 — обычная шайба;
    • 21 — полюсные наконечники роторного механизма;
    • 22 — сердечник статорного устройства;
    • 23 — втулка;
    • 24 — обмотка роторного механизма;
    • 25 — задний подшипниковый элемент шкива ротора;
    • 26 — втулка подшипникового элемента;
    • 27 — контактные кольца;
    • 28 — держатель щеточного узла;
    • 29 — контакты обмотки статорного механизма;
    • 30 — дополнительный диодный элемент;
    • 31 — общий контакт D.


    Конструкция генератора 9402.3701
    Карбюраторные силовые агрегаты оборудуются устройствами модели 37.3701, а инжекторы — 9402.3701. По конструкции эти узлы похожи, они являются синхронными электродвигателями переменного тока. Оснащаются встроенными выпрямительным блоком, основанным на кремниевых диодных элементах. А регуляторное устройство напряжения в них — электронное.

    На автомобилях, выпущенных до 1996 года, в моделях 37.3701 использовались отдельные регуляторы и держатели щеток. В таких устройствах напряжение от вывода 30 поступало на контакт Б. В более поздних версиях данный параметр подается на выход В, поскольку Б отсутствует.

    Проверяем обмотку ротора

    Распространенная неисправность автомобильного генератора — короткое замыкание обмоток. Это может произойти в результате внезапного скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и т.д. Поскольку вы можете проверить генератор переменного тока на целостность его обмоток с помощью мультиметра, только при полном доступе к ним потребуется демонтировать весь узел. Мы не будем описывать этот процесс, поскольку он отличается от машины к машине. Перед проверкой снятого генератора переменного тока на наличие обмотки ротора его, конечно же, необходимо разобрать.

    После снятия ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего двое. Переведя мультиметр в режим омметра, подключите его щупы к этим кольцам. Устройство должно давать сопротивление в пределах 2-5 Ом. Это нормальные значения для хорошего ротора. Более высокое сопротивление указывает на плохой контакт между кольцами. В противном случае вероятно возникновение межвиткового короткого замыкания, когда показания прибора близки к нулю.

    Как проверить на исправность?

    Перед диагностикой неполадок инжекторных и карбюраторных автомобилей надо обязательно завести мотор и дать ему поработать несколько минут. Потом, нажав на педаль газа, необходимо увеличить количество оборотов коленвала до 3 тысяч/мин.

    Чтобы создать имитацию езды в обычном режиме выполняется включение:

    • фар дальнего освещения;
    • системы прогрева заднего стекла;
    • печки.

    Диагностика мультиметром:

    1. С помощью тестера осуществляется измерение величины напряжения на выводах аккумулятора. Этот параметр составит 13,2 вольт в модели 9402.3701 и 13,6 В — для 37.3701. Если при диагностике не снимая напряжения на клеммах аккумуляторной батареи полученное значение оказалось другим, это свидетельствует об обрыве либо замыкании обмоток устройства. Также может выйти из строя регулятор напряжения и щеточный узел. Иногда проблема заключается в окислении контактных компонентов обмотки возбуждения.
    2. Чтобы убедиться в работоспособности регуляторного механизма, производится отключение всех потребителей энергии. Включенной остается только оптика дальнего освещения, после чего процедура замера напряжения выполняется повторно. Данный параметр должен составить в диапазоне от 13,2 до 14,7 вольт для модели 94.3701. В электрогенераторе 37.3701 полученная величина будет от 13,6 до 14,6 В.
    3. Если регуляторный элемент на модели 9402.3701 демонтировать, то его можно проверить путем подсоединения светового источника к щеточному механизму. В частности, между его элементами. Лампа должна быть рассчитана на 1-5 ватт и 12 вольт. С контактами D+ и заземлением устройства производится соединение источника питания постоянного тока. Диагностика выполняется сначала посредством активации напряжения на 12 вольт, а потом на 15-16 В.
    4. В первом случае источник освещения должен заработать, а во втором — нет. Если он активируется при подаче 12 и 15 вольт напряжения, то в регуляторном устройстве необходимо искать пробой. При отсутствии горения причину следует проверять на обрыв либо нарушение контакта между щеточными элементами и выводами устройства. Сам регулятор для восстановления работоспособности генератора меняется. Для выполнения проверки устройства 37.3701, лампочка подключается к контактам Б и В, это плюс, а также заземлению.
    5. Проверка вентилей выпрямительного приспособления выполняется посредством отключения кабелей от АКБ, генераторного узла, а также контакта регулятора. Положительный вывод от аккумулятора через световой источник подключается к выходу В+ на генераторном устройстве 9402.3701. Если это модель 37.3701, то его надо соединить с выходом 30. Отрицательный контакт — заземление, подключается к корпусу. Если в результате выполненных действий световой источник заработал, то проблема заключается в коротком замыкании (в обоих блоках).
    6. Диагностика аналогичной неполадки на положительных вентилях осуществляется посредством подключения плюсового контакта АКБ к выходу В+ (для модели 37.3701 — контакт 30). Соединение выполняется через источник освещения. Отрицательный контакт идет на выход фазной обмотки статорного механизма (можно подключиться к любой). О неработоспособности одного либо нескольких плюсовых вентилей сообщит активация лампочки.
    7. Процедура диагностики замыкания на минусовых контактах элемента выполняется при подключении положительной клеммы аккумулятора к фазной обмотке статорного механизма. На электроцепи должна располагаться лампочка, а отрицательный вывод идет на корпус генераторного агрегата. Если осветительное устройство загорелось, это говорит о повреждении отрицательных вентилей либо перемыкании статорного механизма на корпус автомобильного электрогенератора.
    8. Для исключения замыкания обмоток узел демонтируется с машины, после чего элементы отключаются от регулятора и выпрямительного блока. Используя световой источник либо омметр, производится проверка деталей на замыкание. Вентили генераторного устройства можно диагностировать тестером, для этого не потребуется подключение АКБ либо лампочки.
    9. Для проверки дополнительных диодных элементов положительный вывод АКБ подсоединяется к выходу D через световой источник. В модели 37.3701 соединение надо выполнить с контактом 61. Отрицательный вывод идет на выход одной из фазных обмоток статорного устройства, можно использовать винт, фиксирующий выпрямительный узел. Если световой источник загорелся, это говорит о повреждении диодных элементов.
    10. Чтобы определить обрыв вентилей, надо проверить ток отдачи, этот параметр не должен падать в результате воздействия нагрузки. Но такая проблема может быть обусловлена повреждением либо замыканием обмоток генераторного узла.
    11. Чтобы продиагностировать каждый диодный элемент, потребуется тестер либо контрольная лампочка. Для этого выпрямительный узел придется демонтировать. При поломке этого устройства его надо менять в сборе. Возможна замена отдельных вентилей, но для основных элементов необходима перепрессовка в держательном устройстве. Выполнение этой операции требует от автовладельца осторожности и навыков.

    Обмотки статорного либо роторного механизма можно продиагностировать только с использованием дефектоскопа либо электронного осциллографа, проверка заключается в мониторинге кривых напряжения.

    Канал «Avto-blogger» подробно описал процедуру обследования генераторного устройства автомобиля.

    Возможные неисправности

    Если узел не работает или функционирует некорректно, надо найти причину проблемы:

    1. При активации зажигания на приборной панели не горит световой индикатор. Возможно, этот признак спровоцировал неисправный предохранитель. Проблема может заключаться в повреждении проводки. Надо выполнить проверку электроцепей и предохранительного устройства. Прозвон проводки осуществляется с использованием тестера.
    2. Диодный индикатор на приборке не горит, но аккумуляторная батарея разряжается, все остальные контрольные устройства работают нормально. Возможная проблема — замыкание диодных элементов на мосту либо плохой контакт на обмотке возбуждения. Причина неполадки может состоять в неработоспособности реле, выходе из строя щеточного механизма либо повреждении проводки от генератора к приборной панели. Все вышедшие из строя компоненты можно отремонтировать или заменить самостоятельно.
    3. Световой индикатор аккумулятора на приборке горит при заведенном двигателе, возможен перезаряд батареи. Надо выполнить диагностику регуляторного устройства, проблема может заключаться в нем.
    4. При заведенном двигателе машины индикатор аккумулятора горит слишком ярко или только на 50%. Надо выполнить диагностику приводного ремешка, проблема может заключаться в его износе либо ослаблении. Для устранения неисправности ремень надо подтянуть или заменить. Причина может заключаться в замыкании обмотки статорного устройства на массу либо повреждении электроцепи. Иногда причина кроется в неисправности диодов или отсоединении роторного механизма от контактных колец.
    5. Из-под капота двигателя доносится свист. Шум может появляться при запуске силового агрегата и пропадать через несколько минут либо доноситься постоянно. Проблема связана с износом приводного ремня. Это изделие подлежит замене.
    6. Сильный шум, похожий на гул, может сообщить об износе подшипника генераторной установки. Иногда такой признак связан с замыканием обмотки статорного механизма на массу либо перемыканием одного из диодов.
    7. В темное время суток при активации оптики видно, что фары горят тускло. Но при нажатии на педаль газа их яркость восстанавливается до необходимого уровня. Требуется проверка регуляторного устройства напряжения.

    Канал «Tora 18» рассказал об основных неисправностях, характерных для автомобильных генераторных установок.

    Основные признаки неисправности генератора

    О том, что генератор вышел из строя или есть проблемы в его работе, укажут следующие признаки:

    • Постоянный красный световой индикатор батареи на приборной панели, указывающий, что генератор не заряжается или вырабатывает недостаточный ток;
    • аккумулятор постоянно разряжается;
    • неисправность электрических устройств (свето-сигнализация, мультимедиа, отопление и вентиляция) при работающем двигателе;
    • запах гари в салоне (моторном отсеке);
    • Перегрев статора генератора
    • Грохот (шорох, свист) генератора.

    Появление таких симптомов — серьезный повод для постановки диагноза. Для этого необязательно обращаться в СТО, так как проверить генератор на работоспособность можно и самостоятельно, особенно если у вас есть хотя бы малейшие навыки эксплуатации автомобильного тестера. Но сначала поговорим о крупных трещинах.

    Как отремонтировать самостоятельно?

    Процедура восстановления работоспособности состоит из нескольких этапов:

    1. Сначала надо выполнить демонтаж агрегата.
    2. Затем производится его разбор, на этом этапе узел нужно ремонтировать.
    3. После этого выполняется сборка.
    4. На завершающем этапе узел необходимо устанавливать и подключать.

    Необходимые инструменты

    Перед выполнением задачи надо подготовить:

    • тиски;
    • съемный инструмент для подшипниковых устройств;
    • набор гаечных ключей;
    • комплект отверток.

    Снятие генератора

    Процедура демонтажа выполняется так:

    1. От генераторной установки отключаются кабеля. Обычно они выполнены в красной изоляции и включают в себя 2 группы проводников. Одна из них состоит из двух кабелей и фиксируется с помощью гайки к болту на задней стенке агрегата. Вторая группа включает в себя один кабель и подключается к клемме генераторного устройства посредством контактного элемента. Она также располагается на задней стенке узла.
    2. Для демонтажа генераторного узла с силового агрегата требуется выкрутить две гайки, а также винт. Сначала отвинчивается элемент крепления, установленный на планке натяжительного устройства приводного ремешка сверху агрегата. Затем откручивается винт, который фиксирует саму деталь к блоку мотора машины, этот элемент демонтируется. На завершающем этапе выворачивается гайка от винта, крепящего кронштейн к ДВС.
    3. Деталь фиксации располагается снизу силового агрегата, прямо под генераторной установкой. После того как гайка будет демонтирована, надо выполнить снятие приводного ремешка с вала.
    4. Винт, фиксирующий узел, нужно выдавить влево, чтобы он вышел из кронштейна. Элемент надавливается до упора в кузов транспортного средства либо в грязевой щиток агрегата.
    5. Затем выкручиваются два винта, расположенные со стороны правого колеса. Они фиксируют пылевую защиту генераторной установки к кузову авто.
    6. Если болт упирается в элементы корпуса машины, на мотор следует немного надавить. Одновременно выполняется извлечение детали крепления.

    Пользователь Саня Киселев подробно рассказал о проведении процедуры демонтажа установки с двигателя «девятки».

    Разборка и ремонт

    После того как узел удалось снять, выполняется демонтаж всех деталей и восстановление работоспособности генератора ВАЗ 2109:

    1. С помощью ключа на 19 ослабляется и выкручивается гайка на роторном шкиве. Она используется с целью фиксации крыльчатки. Для выполнения этой задачи генераторный узел надо зажать в тиски. Используя отвертку, крыльчатка придерживается от прокручивания. С помощью гаечного ключа выкручивается гайка против часовой стрелки.
    2. Крыльчатка устройства фиксируется посредством шпильки. После ее демонтажа со шкива необходимо извлечь этот элемент и отложить, его нельзя потерять. При откручивании гаек рекомендуется зарисовать расположение компонентов.
    3. Затем генераторный узел переворачивается вверх задней крышкой. Используя гаечный ключ на 8, производится откручивание четырех гаек.
    4. Выполняется извлечение шпилек и демонтаж лицевой части корпуса устройства. Здесь же расположен передний подшипниковый элемент, он фиксируется с помощью пластин. Для их демонтажа надо выкрутить гайки, которые крепят элементы.
    5. С помощью специального съемника производится снятие подшипникового устройства из места посадки. При отсутствии инструмента можно воспользоваться молотком и оправкой соответствующего размера. Допускается применение деревянной доски.
    6. Производится демонтаж распорной втулки со шкива роторного механизма.
    7. Выполняется снятие этого узла из задней крышки генераторного устройства.
    8. Выводы статорной обмотки отсоединяются от выпрямительного приспособления. Для этого надо открутить гайки, которые их фиксируют. После демонтажа элементов крепления выкручиваются болты. Они фиксируют сами выводы.
    9. На болтах располагаются изолирующие колодки. Из корпуса агрегата надо демонтировать статорную обмотку.

    Следующим этапом будет снятие диодного моста, для этого требуется выполнить следующие шаги:

    1. Гаечным ключом выкручивается гайка, которая фиксирует контакт под номером 30.
    2. Рядом с этим выводом располагается колодка со штекером. Данный элемент надо демонтировать. Но заранее следует отжать крепление, используя небольшую плоскую отвертку.
    3. Отсоединение фиксатора выполняется с внутренней стороны. Затем колодка с проводами проталкивается внутрь. Штекер при этом должен остаться на крышке. Из нее производится демонтаж диодного моста.
    4. На следующем этапе требуются тиски. Роторный механизм надо зажать в оборудовании, чтобы заднее подшипниковое устройство располагалось на верхней части.
    5. Используя съемник, производится демонтаж детали. Для этого инструмент надо надеть сверху на узел и стянуть подшипниковый элемент со шкива.


    Выкручивание крыльчатки генераторного устройства


    Отсоединение контакта 30, разъема и демонтаж диодного моста


    Снятие подшипникового устройства со шкива
    После разбора элементов генераторного агрегата выполняется замена вышедших из строя компонентов:

    1. Для смены подшипниковых деталей надо проверить маркировку элементов. В автомагазине покупаются аналогичные запчасти. Даже если подшипники визуально целые, их рекомендуется поменять. Детали не являются взаимозаменяемыми, поэтому при покупке надо обязательно следить за маркировкой.
    2. То же самое касается диодного моста. С детали переписывается маркировка, только после этого покупается запчасть. Если на данном устройстве есть видимые повреждения или произошло окисление металла, то узел подлежит замене. Он зафиксирован на корпусе генераторного устройства с помощью четырех гаек. Диодный мост располагается сзади, на внутренней стороне.
    3. Производится визуальная диагностика передней крышки генераторного агрегата. При наличии трещин или других повреждений надо осуществить замену кожуха. Выполняя визуальную диагностику, важно обратить внимание на элементы крепления.
    4. Производится замер диаметра посадочного места для подшипниковых деталей в передней крышке. В случае если гнездо для их монтажа составляет в диаметре более 4,2 см, то крышка подлежит замене.
    5. Затем производится визуальная проверка задней части агрегата. При наличии повреждений на ней в виде трещин выполняется замена. Не допускается износ или поломка места посадки под подшипниковый элемент. При таких повреждениях крышка меняется.
    6. Производится визуальная диагностика внутренней поверхности статорного устройства. Не допускается наличие царапин и других дефектов, появившихся в результате задевания якоря. При обнаружении износа производится замена подшипниковых элементов либо крышки генераторной установки.

    Выполняется проверка обмотки демонтированного роторного механизма, проведение задачи осуществляется так:

    1. Надо визуально осмотреть контактные кольца. Эти элементы подлежат замене при обнаружении дефектов. Речь идет о следах износа, задирах, царапинах и т. д. В принципе, кольца можно и не менять, если повреждения незначительные. Но тогда их придется отшлифовать, для этого потребуется мелкозернистая наждачная бумага.
    2. Если повреждения на элементах не удалось удалить наждачкой, то можно попробовать проточить их на токарном станке. При использовании оборудования, необходимо удалить минимальный слой металла, а затем отшлифовать поверхность.
    3. С помощью тестера выполняется проверка величины сопротивления обмотки роторного механизма. Для этого устройство надо подключить к контактным кольцам. Если диагностика покажет, что сопротивление стремится к бесконечности, это свидетельствует об обрыве внутри обмотки. Для исправления проблемы потребуется произвести замену роторного механизма.
    4. Используя контрольную лампу, производится диагностика отсутствия замыкания обмотки якорного устройства на корпусе. Для этого надо активировать источник освещения, подсоединив его к аккумуляторной батарее. Один контакт подключается к корпусу якорного устройства, а другой по очереди соединяется с каждым кольцом. Световой индикатор не должен загораться, когда ротор работоспособный. Если произошла его активация, это свидетельствует о замыкании обмотки, тогда потребуется замена якоря.

    Вячеслав Ляхов подробно рассказал о выполнении диагностики, а также ремонте агрегата в автомобиле ВАЗ 2109.

    Сборка генератора

    Если удалось разобрать и отремонтировать узел, то после выполнения работ потребуется его обратно собрать:

    1. Производится монтаж заднего подшипникового устройства в место посадки, на вал. Для выполнения задачи используется деревянная доска и молоток. Подшипник аккуратно забивается, чтобы не повредить деталь. Для этого достаточно ударить по ней несколько раз.
    2. Если производился демонтаж диодного моста, его надо установить на место. Приспособление располагается в задней крышке корпуса.
    3. Затем защитный кожух устанавливается на якорное устройство так, чтобы подшипниковый элемент полностью установился в место посадки. Для упрощения действия допускается использование молотка. Несильными ударами по крышке подшипник забивается, его надо насадить на шкив. Производится замена такой же детали, установленной на передней крышке, выполняется фиксация посредством пластин.
    4. Затем производится демонтаж генераторного устройства из тисков. Прежде чем установить на узел переднюю крышку, делается монтаж распорного кольца на шкив. Эта запчасть должна располагаться между упорной выемкой и передним подшипниковым устройством.
    5. Выполняется установка крышки спереди, производится подтяжка гаек шпилек методом крест-накрест. Это позволит обеспечить более равномерную затяжку элементов крепления.
    6. Производится монтаж шпильки в выемку на валу якорного устройства. Затем выполняется установка крыльчатки, элемент зажимается посредством гайки.
    7. На этом процедуру сборки генераторного устройства можно считать завершенной. Остается установить в место посадки регулятор напряжения со щетками.

    Евгением Брагиным описана процедуры сборки «девяточного» агрегата с обозначением всех нюансов этого процесса.

    Установка и подключение

    Монтаж генераторного узла осуществляется в обратной последовательности, при выполнении этой задачи важно не забыть подключить провод к регуляторному устройству:

    1. К установке прикручивается кронштейн фиксации. Используется гаечный ключ.
    2. Затем кронштейн закручивается с генераторным агрегатом в место посадки. При выполнении этой задачи не нужно зажимать гайку до упора.
    3. С помощью саморезов осуществляется фиксация защиты агрегата от пыли.
    4. Производится монтаж приводного ремешка на шкив генераторного агрегата.
    5. Выполняется установка планки натяжительного элемента.
    6. Производится натяжка приводного ремешка. При выполнении этой задачи важно, чтобы величина прогиба изделия составила около 1-1,5 сантиметра. При подтяжке ремня необходимо зажать гайку на планке натяжительного устройства. Затем данный элемент зажимается на кронштейне до упора.

    После того как установка завершена, нужно произвести подключение клеммных колодок к генераторному устройству. При выполнении задачи надо удостовериться, что зажимы отключены от аккумуляторной батареи. В общей сложности проводов, подключенных к агрегату, должно быть три. Парные кабеля фиксируются с помощью гаек к шпильке, расположенной на задней крышке. А разъем типа «папа» необходимо установить в штекер «мама».

    Затем производится монтаж клеммных зажимов на аккумуляторную батарею, выполняется запуск силового агрегата. Генераторный узел подает напряжение, которое требуется для полноценной работы всех устройств машины.

    Чтобы точно быть уверенным в работоспособности агрегата, надо с помощью вольтметра произвести диагностику напряжения, которое выдает узел.


    Схема подключения генераторной установки

    Переборка генератора 37.3701 на 21093 — Лада 2109, 1.5 л., 1998 года на DRIVE2

    Речь пойдёт о разборке-сборке стандартного для карбюраторной 21093 генератора типа 37.3701 — 55А.При прогреве после ночной стоянки от генератора стал отчётливо слышен вой.При снятии ремня с генератора при работающем двигателе воя небыло.
    Замена ремня, натяжение-ослабление ни к чему не привело.Проверка генератора на автомобиле при помощи контрольной лампы или мультиметра способами описанными в руководстве по ремонту, тоже ничего не выявила. Всё вроде в порядке.

    Грубо говоря, в подозрении остались подшипники.

    Было принято решение снять, разобрать, посмотреть.

    Снимается генератор элементарно. Без ямы, на ровном месте. Расписывать нечего.

    Принёс генератор домой.Самым сложным оказалось снять шкив.Ну вот я не понимаю, чем думали при проектировании этого чуда?Почему нельзя было сделать какие-то лыски под ключ на валу ротора (как вариант)?Пробовал открутить по разному.В итоге поступил так.Полностью выкрутил все стяжные болты (это которые самые длинные и соединяют две половинки генератора).

    Выдвинул боты и головки болтов расположил между рёбрами охлаждения на шкиве — т.е. головки болтов не давали проворачиваться шкиву.И таким образом смог открутить гайку шкива.Можно применить резкий не слишком сильный удар для срыва гайки шкива по концу ключа которым отворачиваем.Да, рёбра совсем немного подмялись — но элементарно выровнялись пассатижами.

    Ремонт генератора ваз 2109 карбюратор

    Вот эти стяжные болты выдвинул вверх и использовал в качестве упоров-фиксаторов.

    Далее определимся с понятиями.Передняя крышка — это часть корпуса ближе к шиву генератора.Задняя крышка — часть корпуса, которая ближе к АКБ.Вал ротора вышел из подшипника передней крышки генератора свободно.

    Задний подшипник сидел в корпусе более плотно.Для съёма заднего подшипника пришлось применить простенький съёмник.На пару раз такого хватит.А вообще вещь не очень серьёзная.

    При выпрессовке подшипника в съёмнике погнулись пластины — фиксаторы.Вобщем, вот сам съёмник.

    Съёмник подшипника генератора.

    А вот его пластины после снятия одного подшипника.

    Изогнутые пластины.

    По скольку всё было разобрано, по мурзилке всё ещё раз прозвонил — явного криминала не нашёл.А специального оборудования для проверки у меня небыло и наверно небудет.Стал изучать подшипники.Сначала задний.

    До снятия.

    Задний подшипник (тот что в сторону АКБ), со стороны щёток регулятора был грязный как сто чертей.

    Задний подшипник (грязь).

    Маркировка у него 6201RS.

    Маркировка.

    Снял с него защитные кольца.Покрутил, посмотрел внутрь.Был небольшой люфт. Ну и смазка выглядела грустно :).

    Внутри.

    Вобщем, решено было менять.Запресовывают новый подшипник (по простому если) подходящей головкой из набора инструмента и молотка. Головка давит на внутреннее кольцо подшипника задней крышки.Сначала хотел взять подшипник европейской марки. Но, на них был большой срок поставки. В итоге остановился на японских Koyo. Благо Exist рядом.

    Вобщем, заканчивая с задним подшипником, получилось что: старый подшипник легко вышел из задней крышки, но его трудно было снять с вала. Новый подшипник Koyo в заднюю крышку встал чуть ли не с зазором. Хотя размеры одинаковые.

    Koyo. Маленький в заднюю крышку, большой в переднюю.

    С передней крышкой пришлось повозиться.Во первых — трудно было открутить четыре болта, стягивающие пластины, между которыми находится подшипник.Опять же — чудо полёт инженерной мысли и последующего удобства.

    К сожалению достало так, что и не сфотографировал. Фото из «За Рулём».

    Наше крепление пластины.

    Возле практически плоской и круглой головки каждого из четырёх болтиков сделаны как-бы треугольные «косынки» от головки к стержню болта. По две косынки на болтик.

    Этими «косынками» болтик должен фиксироваться от прокручивания (при закручивании а него или откручивании с него гайки) в пластине, закрывающей подшипник.Опять же — должен, это не значит, что оно так есть!Намаялся, пытаясь удержать болт от проворачивания.

    Потом ради интереса посмотрел, а как на импортных генераторах организован этот узел?Да просто. По человечески.На генераторе Valeo для Nissan этот болт от проворачивания можно удержать битой-звёздочкой.

    Болт Nissan.

    В ВАЗовском каталоге запчастей есть и пластины, и эти болтики, и стягивающие болты генератора Однако, шансы найти их в продаже равны шансам покупке родных кронштейнов противотуманных фар.Вобщем пластины снял.Тюкнул разок по подшипнику, он и вышшел из силуминовй крышки.

    А вот новый подшипник с большим трудом встал в переднюю крышку. Я уж боялся, что она лопнет.Вот вам пожалуйста — одинаковые размеры подшипников.Но ничего.Поставил.Опять же молоток и головка. Усилие прикладываем к внешнему (наружнему) кольцу подшипника.

    Вот собственно стоковый подшипник передней крышки (слева, бОльший).

    Стоковый подшипник передней крышки — слева.

    А вот маркировка стоковых подшипников.

    Маркировка

    Новый подшипник Koyo в передней крышке.

    Новый подшипник в передней крышке.

    Подкова.

    Подкова (выпрямительный блок).

    Маркировка подковы.

    Маркировка подковы.

    Вид изнутри.

    Вид в сторону заднего подшипника (подшипник не стоит).

    Клиент готов (позже регулятор напряжнения поменял на ВТН 1702.3702-01).

    Всё собрано.

    После установки собранного генератора на машину, вой пропал. Однако, если при работающем моторе положить на генератор руку, ощущалась небольшая вибрация. Правда со временем всё прошло. Может подшипники «уселись» по местам.В дальнейшем планирую установить генератор 73А.

    • «Десяточные» мне не походят по крепежу ибо у меня чисто карбовый блок.

    Упаковка.

    Меры безопасности при работе

    Нюансы, которые надо учитывать, выполняя ремонт генератора ВАЗ 2109:

    1. Все контрольно-регулировочные работы, связанные с диагностикой агрегата при запущенном двигателе, должны выполняться в проветриваемом помещении или на улице. Если это гараж, то рекомендуется открыть двери или обеспечить качественную вентиляцию.
    2. Перед осуществлением задачи надо застегнуть рукава, если работы выполняются в рубашке. Следует убрать все висящие концы одежды, чтобы не допустить их попадания на работающий шкив.
    3. Для осуществления ремонта используется специализированный инструмент.
    4. Нельзя допустить падения генератора после его снятия при транспортировке к станку. Это может привести к полному выходу из строя агрегата.
    5. Выполнять ремонт надо только исправным, чистым и не замасленным инструментом.
    6. Если гайки заржавели и трудно откручиваются, перед их выворачиванием рекомендуется обработать элементы керосином или средством WD-40. Демонтаж выполняется с предварительным постукиванием легкими ударами молотка.
    7. Осмотр авто производится с использованием лампочки, рассчитанной на 36 вольт. Если диагностика выполняется в канаве, то потребуется источник освещения на 12 В. Важно, чтобы лампочка оснащалась предохранительной сеткой.

    Почему нет зарядки аккумулятора?

    Прежде чем написать об основных причинах, по которым на автомобилях ВАЗ 2109-2108 может пропасть зарядка аккумулятора, хотел бы предупредить всех читателей, что приведенный мной перечень не полный и он составлен только исходя из личного опыта эксплуатации. Итак, за свои недолгие 10 лет водительского стажа, машин приходилось эксплуатировать немало и возникало довольно много проблем с зарядкой АКБ, и об основных я постараюсь здесь написать.

    Ни для кого не секрет, что основное устройство, который отвечает за нормальную работу электроприборов в автомобиле, является генератор. Именно из-за выхода из строя некоторых его деталей, зарядка может пропасть полностью, либо же стать слабой. Основные неисправности генератора, которые влекут за собой понижение тока заряда на АКБ:

    • Износ щеток генератора. Это очень частая и наиболее распространенная причина. Если они стерлись до минимально допустимой высоты, то зарядка может пропадать постепенно, а потом исчезнуть и вовсе. Чтобы решить эту проблему, нужно просто заменить щетки новыми и все.
    • Выход из строя диодного моста. Самые надежные диодные мосты обычно стоят на машинах ВАЗ 2109-2108 с завода. И именно они проходят больше всего километров! Это уже проверено не только мной, и любой автоэлектрик со стажем это подтвердит. Если сгорел один из диодов или же полностью весь выпрямительный блок, то его также нужно заменить. Процедура не очень быстрая и приятная, но особого труда не доставит. Чуть ниже кину ссылку на страницу, где описан весь процесс ремонта генератора.
    • Более сложная поломка генератора, такая как обрыв обмотки ротора или статора. Конечно, такое встречается редко, но все же иногда бывает и такое. Стоимость этих запчастей довольно невысока, поэтому лучше купить их новые и установить вместе сгоревших, чем покупать новый генератор.
    • Слабая зарядка может быть из-за проскальзывания ремня генератора. Особенно это становится заметно в сырую или дождливую погоду, или когда на ремень попадает вода. Он начинает свистеть, в следствие чего проскальзывать на шкиве, тем самым не давая генератору набирать достаточные обороты для оптимальной зарядки батареи.

    Если у вас на авто возникли проблемы, которые описаны выше, то все процедуры по обслуживанию можете прочесть здесь: Ремонт генератора на ВАЗ 2109-2108 своими руками. Там все описано довольно подробно и даже для новичков информация будет очень полезной, и разобраться с ней не составит особого труда.

    Затраты на ремонт

    Приблизительная стоимость запчастей приведена в таблице.

    НаименованиеЦена, руб
    Цена комплекта подшипниковых элементовВ районе 150 рублей.
    Диодный мост генератора200 р.
    Реле зарядкиОколо 150-200 р.
    Съемный инструмент для подшипниковых элементовВ районе 100-200 р.
    Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

    Загрузка …

    Замена щеток на карбюраторе и инжекторе со снятием генератора

    1. Сначала ослабьте крепление генератора.
    2. Снимите ремень генератора. Учтите, что неработоспособный ремень генератора тоже может являться симптомом неполадок генератора. Для проверки ремня его требуется согнуть и осмотреть поверхность на наличие трещин. Если есть деформации, то замените ремень.
    3. Запустите мотор.
    4. Обесточьте аккумулятор, сняв провод «массы». Данную операцию нужно провести, чтобы предотвратить короткое замыкание.
    5. Снимите провод, идущий на генератор.
    6. Демонтируйте защиту картера двигателя.
    7. Открутите болт, который крепит генератор снизу.
    8. Заблокируйте ротор минусовой отверткой, чтобы обездвижить его.
    9. Выкрутите шкив.
    10. Снимите кожух генератора.
    11. Демонтируйте пластиковую защиту для получения доступа к щеткам генератора.
    12. При помощи отвертки зацепите штекер питания, который идет от щеткодержателя.
    13. Потяните щеткодержатель наверх. Нужно продолжать применять усилие, пока он не будет снят. Производите операцию аккуратнее, чтобы не повредить пайку.
    14. Демонтируйте штекер и щетки генератора.
    15. Выкрутите болты, крепящие щетки, а также щеткодержатель.
    16. Снимите регулятор напряжения. Снимите щетки, а также щеткодержатель. Не бойтесь их повреждения, ведь все равно их придется заменить.
    17. Выкрутите две пары болтов, крепящие две части генератора.
    18. Демонтируйте заднюю крышку. Для этого нужно вставить в щель генератора и крышки. Потяните наверх. Таким образом, Вы снимите крышку.
    19. Накрутите гайку на ротор генератора.
    20. Аккуратно демонтируйте генератор.
    21. Визуально осмотрите части генератора на их износ. Если он слишком большой, то замените их.
    22. Ослабьте болт щеткодержателя.
    23. Замените щетки генератора на исправные.
    24. Произведите сборку в противоположном порядке и установите генератор на его место.

    Замена щеток на карбюраторе и инжекторе со снятием генератора

    1. Сначала ослабьте крепление генератора.
    2. Снимите ремень генератора. Учтите, что неработоспособный ремень генератора тоже может являться симптомом неполадок генератора. Для проверки ремня его требуется согнуть и осмотреть поверхность на наличие трещин. Если есть деформации, то замените ремень.
    3. Запустите мотор.
    4. Обесточьте аккумулятор, сняв провод «массы». Данную операцию нужно провести, чтобы предотвратить короткое замыкание.
    5. Снимите провод, идущий на генератор.
    6. Демонтируйте защиту картера двигателя.
    7. Открутите болт, который крепит генератор снизу.
    8. Заблокируйте ротор минусовой отверткой, чтобы обездвижить его.
    9. Выкрутите шкив.
    10. Снимите кожух генератора.
    11. Демонтируйте пластиковую защиту для получения доступа к щеткам генератора.
    12. При помощи отвертки зацепите штекер питания, который идет от щеткодержателя.
    13. Потяните щеткодержатель наверх. Нужно продолжать применять усилие, пока он не будет снят. Производите операцию аккуратнее, чтобы не повредить пайку.
    14. Демонтируйте штекер и щетки генератора.
    15. Выкрутите болты, крепящие щетки, а также щеткодержатель.
    16. Снимите регулятор напряжения. Снимите щетки, а также щеткодержатель. Не бойтесь их повреждения, ведь все равно их придется заменить.
    17. Выкрутите две пары болтов, крепящие две части генератора.
    18. Демонтируйте заднюю крышку. Для этого нужно вставить в щель генератора и крышки. Потяните наверх. Таким образом, Вы снимите крышку.
    19. Накрутите гайку на ротор генератора.
    20. Аккуратно демонтируйте генератор.
    21. Визуально осмотрите части генератора на их износ. Если он слишком большой, то замените их.
    22. Ослабьте болт щеткодержателя.
    23. Замените щетки генератора на исправные.
    24. Произведите сборку в противоположном порядке и установите генератор на его место.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]