Автомобили сейчас в России снабжаются множеством электронных приборов контроля. В этом смысле ВАЗ-2115 не исключение – на нем установлены различные датчики. Каковы их назначения и возможные неисправности, рассказывается в данной статье.
В случае если в двигателе возникает какая-либо проблема, на панели приборов в салоне немедленно загорается тревожная лампочка. В ситуации когда неисправность малозначительная, то она гаснет приблизительно через секунду после запуска силового агрегата. Примерно столько времени требуется бортовому компьютеру, чтобы провести диагностику.
Если же поломка достаточно серьезна, то ЭБУ сигнализирует об этом, выдавая те или иные коды ошибок. Так:
- 2 означает, что проблемы возникли с датчиком уровня топлива;
- 13 – нет сведений о качестве воздуха;
- 14-15 – не контролируется уровень антифриза;
- 19 – некорректные показатели от датчика коленвала;
- 21-22 – неполадки с дроссельной заслонкой;
- 23-25 – отказал прибор, фиксирующий температуру воздуха;
- 24 – не работает измеритель скорости;
- 33-34 – неполадки в ДМРВ;
- 35 – сбит регулятор холостого хода;
- 43 – поломка датчика детонации;
- 61 – не подаются данные от прибора, замеряющего уровень кислорода.
Знание кодов позволяет быстрее разобраться с проблемами.
Схема расположения датчиков
Датчики под капотом ВАЗ 2115 расположены следующим образом.
1. Датчик фаз; 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 3. Датчик детонации; 4. Датчик давления масла; 5. Датчик кислорода; 6. Датчик положения коленвала; 7. Датчик скорости; 8. Датчик холостого хода; 9. Датчик массового расхода воздуха; 10-11. Датчик уровня бензина; 12. Датчик уровня тосола; 13. Датчик положения дроссельной заслонки
Перечень устройств
Датчики нужны для того, чтобы сообщать о работоспособности систем, сигнализировать об уровне жидкостей охлаждения, масла, предотвращать или предупреждать аварийные ситуации.
Эти маленькие устройства, несмотря на свои размеры, играют невероятную роль в работоспособности машины. Потому не лишним будет знать, какие именно датчики имеются на вашем автомобиле.
Перечислим основные из них, присутствующие в системах ВАЗ 2114. К данному списку отнесем датчики:
Температуры охлаждающей жидкости;
Уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
Показателя массового расхода воздуха;
Холостого хода двигателя;
Уровня тормозной жидкости в системе;
Положения распределительного вала (его называют датчиком фаз);
Температуры воздуха за бортом;
Неровности дорожного полотна.
Этот список весьма и весьма обширный. Но даже на этом владельцы ВАЗ 2114 останавливаться не хотят, из-за чего внедряют в систему еще несколько различных датчиков:
- Устройства света;
- Заднего хода;
- Девайс, сигнализирующий об открытых дверях;
- Указатель износа тормозных колодок и пр.
Электронный блок управления двигателем
Блок управления двигателем это своего рода головной центр управления всем автомобилем. В данном устройстве обрабатываются все показания предоставляемые датчиками автомобиля, регулируется процесс управления двигателем, определяется необходимые соотношения топлива и воздуха, формируется подача искры в нужный цилиндр и многое другое. Расположен ЭБУ в салоне автомобиля, под торпедо.
Скорости
Сигналы о скорости машины передаются на блок управления с помощью импульсных сигналов. Как правило, за один пройденный автомобилем километр устройство передает около 6 тысяч импульсов. Скорость машины определяется бортовым компьютером с учетом чистоты поступления импульсов. В конечном итоге полученные данные применяются для корректировки оборотов силового агрегата при работе в холостом режиме. Когда устройство выходит из строя, это приводит к увеличению расхода топлива, особенно, при езде на холостых оборотах. При этом мощность двигателя будет снижена, а также откажется работать спидометр.
Датчик массового расхода воздуха
ДМРВ один из наиболее дорогих датчиков в автомобиле. Он отвечает за подсчет проходимого через него воздуха. Данные показания необходимы для правильного смешивания воздуха с топливом. Расходомер способен выйти из строя, если длительное время не производить замену воздушного фильтра, а так же при сильной вентиляции картерных газов из-за высокого содержания продуктов горения масла в ДВС. Находится на корпусе воздушного фильтра и крепиться двумя болтами к нему.
Признаки неисправности:
- Неравномерный холостой ход;
- Увеличенный расход топлива;
- Долгий запуск ДВС;
ДМРВ
Этот контролирующий прибор отслеживает уровень массового расхода воздуха. В основе его платиновая нить, охлаждаемая атмосферой. Ее при этом нагревают электричеством. В зависимости от потребляемого напряжения рассчитывается актуальный расход топлива и воздуха. Если он отказывает, то его показания ЭБУ замещает данными поступающими от ДПЗД и ДПКВ.
Негодность этого датчика проявляет себя:
- слишком большим потреблением топлива;
- нестабильной работой двигателя на холостом ходу;
- внезапной остановкой после повышения мощности;
- проблемами с запуском.
Самым простым способом определить его неисправность остается замена на заведомо работающий прибор.
Датчик фаз
Отвечает за корректировку впрыска топлива только в тот цилиндр, который находится в такте сжатия, то есть топливо подаётся только через одну форсунку в один цилиндр. Ориентируется по распредвалу, поэтому его называют датчик положения распредвала. Работает по принципу Холла, выдавая электрический импульс при возбуждении магнитного поля. Если датчик фаз ВАЗ 2115 выходит из строя, топливо подаётся по принципу карбюраторных моторов — сразу в два цилиндра. В результате получаем набор неисправностей.
Симптомы неисправности
ДПРВ расположен там же, где находится шестерня распредвала, на головке блока. Основной симптом неисправности — высокий расход топлива и падение мощности. Кроме того, компьютер выдаёт ошибку 0340 (ошибка датчика) или 0343 (завышенный уровень импульса).
Проверка
О неисправности ДПРВ можно судить по коду ошибки и горящей лампе CE, но убедиться в его работоспособности можно, проверив напряжение на клемме питания А (12 В). Остальные клеммы не должны быть под напряжением.
ДТОЖ
Сигнализирует о температуре антифриза и является, по сути, термистором. То есть чем сильнее он нагревается, тем больше падает его сопротивление. Располагается датчик неподалеку от головки блока цилиндров и рядом с термостатом. Его сигнал поступает и на бортовой компьютер, и на вентилятор радиатора.
Его часто путают с датчиком температуры, но предназначение последнего – передавать сведения только на приборную панель.
ДТОЖ очень редко выходит из строя. С ним скорее могут происходить такие неприятности:
- обрыв контакта внутри;
- разрушение изоляции;
- разрыв питающих проводков (их чаще всего цепляет трос газа, находящийся в непосредственной близости).
Поломка ДТОЖ приводит к тому, что ЭБУ полагает, будто температура мотора равна нулю градусов и направляет соответствующую команду регулятору подкачки воздуха. В этой ситуации подача топлива не будет оптимальной – в итоге возникают проблемы с запуском двигателя при морозе. В то же время после того, как мотор все же заработает, спустя две минуты компьютер сообщит о нагреве антифриза до 80 градусов Цельсия.
В жаркую погоду, когда автомобиль стоит в заторе, неисправный ДТОЖ может спровоцировать другие серьезные проблемы. В частности, ЭБУ будет полагать, что температура охлаждающей жидкости остается в норме, и, следовательно, не произведет перерасчета угла опережения срабатывании зажигания. В итоге мощность упадет, и двигатель заглохнет.
Положения коленчатого вала
Датчик коленвала ВАЗ являет собой элемент, позволяющий передавать сигналы бортовому компьютеру о положении коленвала. От того, как работает этот элемент, зависит работоспособность систем подачи горючей смеси, а также системы зажигания. А если речь идет об инжекторе, то ДПКВ определяет функциональность форсунок.
Часто этот элемент зовется регулятором синхронизации, поскольку блок управления, получив данные от него, выявляет необходимый момент впрыска бензина в цилиндры мотора. В том случае, если устройство ломается, бортовой компьютер начнет передавать некорректные данные, что впоследствии приведет к сбоям в работе системы подачи бензина. Соответственно, нормальная работа форсунок будет невозможной. Сам регулятор находится рядом с распределительным валом и ремешком генераторного механизма.
ДПДЗ
Это датчик, фиксирующий положение заслонки дросселя. Его показания нужны для того, чтобы бортовой компьютер смог рассчитать:
- длительность впрыска горючего;
- угол опережения срабатывания зажигания;
- режим работы всей силовой установки;
- момент ускорения и пр.
Если этот прибор оказывает, то фиксируемые им сведения замещаются данными от ДПКВ и ДМРВ. Поломка обычно сопровождается неустойчивой работой двигателя.
В автомобилях ВАЗ этот прибор контроля представляет собой полимерную пленку с графитовым напылением. В целом практика показывает, что именно указанный датчик чаще всего ломается.
Автомобиль в этом случае:
- передвигается рывками;
- торможение силовой установкой часто отсутствует;
- имеются при разгоне «провалы».
В то же время лампочка «Проверьте двигатель» довольно часто не включается. ЭБУ определяет отказ, только если происходит короткое замыкание, но когда графитовые дорожки изношены частично – диагностика эффекта не дает. Полная утеря контакта приводит к тому, что холостой ход машины удерживается максимум на отметке 1,5 тысячи оборотов.
Иногда наблюдается изменение показаний этого контролирующего прибора в пределах до 5 процентов, когда газ отпущен. В то же время компьютер будет полагать, что водитель в полную силу давит на упомянутую ранее педаль – в итоге обороты на холостом ходу начинают произвольно «плавать». С такой проблемой ездить на машине попросту опасно.
ДПКВ
Этот датчик указывает ЭБУ настоящее положение коленвала. Является индукционным, то есть при вращении указанного выше узла, производит определенные импульсы, частота которых позволяет компьютеру сделать нужный расчет. При потере сигнала происходит остановка силового агрегата. То есть его неисправность не позволит даже добраться до автосервиса. В прочем ломается он очень редко.
В этой ситуации ЭБУ покажет код ошибки – 0335. Впрочем, это не всегда значит, что пришел в негодность именно ДПКВ. Иногда такая же комбинация появляется, если ненадлежащим образом работает ДМРВ.
Холостого хода
Как вы уже могли понять, практически все контроллеры на ВАЗ 2115 предназначены для считывания информации. Но регулятор холостого хода не только передает данные, но и представляет собой регулирующий элемент, который так или иначе влияет на работу силового агрегата в холостом режиме. Более подробно о диагностике неисправностей устройства, а также его замене вы можете узнать из видео ниже (автор ролика — Иван Васильевич).
ДХХ оснащается электроприводом, а также специальной конической иглой, установленной таким образом, что входит в дроссельную магистраль. Когда авто едет на холостых оборотах или стоит на месте, регулятор изменяет положение этой иглы, в соответствии с чем магистраль открывается либо закрывается. В конечном итоге производится и регулировка воздуха, который поступает в дроссельный узел. Для установки контроллера в дросселе есть специальное место, поэтому его без проблем можно найти при необходимости — к магистрали устройство крепится на двух болтах.
Датчик уровня топлива
Указывает оставшееся количество топлива в баке. Устанавливается непосредственно в баке на стакане бензонасоса. Выходит из строя при перетирании графитовых контактов на электрической плате. При замене следует обращать внимание на его типовой номер, который указан на плате, так как все типы ДУТ, имеют разное сопротивление. При установке неподходящего датчика возможны большие погрешности в показаниях.
Признаки неисправности:
- Неправильные показания о наличии топлива в баке;
Датчик детонации
Отвечает за улавливание шумов в работе двигателя и передает показания на ЭБУ. Напоминает по принципу работу пьезо элемент. При появлении детонации в ДВС он вырабатывает небольшое напряжение и передает показания головному блоку управления двигателем, тем самым корректируя топливную смесь. Установлен на блоке цилиндров между двумя средними цилиндрами.
Признаки неисправности:
- Стук пальцев под нагрузкой;
- Увеличенный расход;
Кислорода
Регулятор кислорода в народе именуется лямбда-зондом. Этот контроллер предназначен для передачи на ЭБУ данных о том, какой объем кислорода содержится в выхлопных газах. Расположен элемент в приемной магистрали глушителя, рядом с резонаторным устройством. При поломке регулятор авто при движении начнет дергаться, поэтому если проявились признаки неисправности, устройство нужно менять.
Шесть кислородных устройств для авто
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Устанавливается в корпусе термостата и отвечает за автоматическое включение и отключение вентилятора охлаждения. Так же в обязанности датчика входит корректировка топливной смеси при холодном пуске, это можно заметить при пуске автомобиля в холодное время, наличием повышенных оборотов ХХ.
Признаки неисправности:
- Не работает вентилятор;
- Отсутствуют прогревочные обороты;
Communities › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Forum › Е — газ на 2114
Всем доброго времени суток. Случилась такая беда. У меня 2114 2011 года выпуска, соответственно с электронной педалью газа. Дак вот беда заключается в следующем: с утра на холодную плохо заводиться. Начинаешь заводить, она заведется и сразу же глохнет. Только лишь если поддать маленько газу, тогда заводиться… Еще бывает в течении дня выпендривается, не с первого раза заводиться… Диагностика ни чего не показала… В сервисе сказали, что это проблема из-за эектродросселя. Близится зима, и я беспокоюсь что с автозапуска машина будет не заводиться, и соответственно замёрзнет
Датчик давления масла
Давление масла важный показатель в работе двигателя, при его отсутствие смазка ДВС будет отсутствовать, что приведет к поломке мотора. Данный датчик информирует водителя об наличии или отсутствие давления в системе смазки ДВС. Датчик устанавливается на корпусе ГБЦ и является механическим.
Признаки неисправности:
- Отсутствует давление масла;
- Не горит индикация давления масла;
Где они находятся?
Но знать об их наличии в вашем автомобиле модели ВАЗ 2114 — мало. В случае возникновения неполадок, когда электронный блок управления получает некорректные данные от сигнализирующих устройств, их приходится менять.
Как ни крути, каждый датчик, который перестал должным образом функционировать, передавать корректные данные о состоянии систем на электронный блок управления, подлежат замене. Практически все датчики стоят не более нескольких сотен рублей. Но даже низкая стоимость и маленькие размеры не являются показателем ненужности этих девайсов. Своевременно меняйте устройства.
Для этого необходимо понимать, как до того или иного датчика добраться. Потому предлагаем вам ознакомиться с расположением ключевых устройств сигнализации и измерения.
На 8 клапанных моторах располагается снизу клапанной крышки в головке блоков цилиндров, а на 16 клапанных — слева с торца корпуса подшипников распределительного вала
Температуры жидкости охлаждения (датчик температуры двигателя)
Ищите его около вкусного патрубка рубашки охлаждения ГБЦ
Уровня жидкости охлаждения
Находится непосредственно на бачке, внутри которого охлаждающая жидкость (тосол или антифриз). Выглядит как простая крышка из пластика, соединяющаяся с электроразъемом
Уровня тормозной жидкости
Это поплавочное устройств, расположенное внутри бачка с тормозной жидкостью
Холостого хода (РХХ)
Ищите около дроссельной заслонки на дроссельном узле
Массового расхода воздуха
Его вы найдете возле большого впускного патрубка, непосредственно на корпусе воздушного фильтра
Положения дроссельной заслонки
Находится на корпусе дроссузла
Положения коленчатого вала (датчик синхронизации)
Его место расположения — возле шкива привода электрогенератора
Положения распредвала (датчик фаз)
Возле крышки ГБЦ, если смотреть со стороны воздушного фильтра
Кислорода (лямбда зонд)
Устанавливается перед резонатором в приемном коллекторе системы выхлопа
Располагается между 2 и 3 цилиндрами около вентилятора
Его следует искать внутри заборной камеры бака с горючим
Находится непосредственно на коробке переключения передач
Ищите возле чашки со стороны правого брызговика. Добраться можно через подкапотное пространство
Температуры окружающей среды
Установлен он прямо за передним бампером, ровно посередине
Каждый датчик имеет свое строго отведенное место. Изучив участки их расположения, вы сможете без особых проблем выполнить замену устройств в случае поломок или возникновения неисправностей.
Одни измерительные и сигнализирующие устройства располагаются буквально на поверхности, потому проводить дополнительные демонтажные работы не придется. Чтобы добраться до других, придется серьезно поковыряться в своем ВАЗ 2114, снять не малую часть деталей.
От их работоспособности зависит целостность вашего автомобиля, безопасность водителя, пассажиров и всех остальных участников дорожного движения. Потому к датчикам относитесь с соответствующим уважением, следите за их состоянием и вовремя меняйте при возникновении такой необходимости.
Несколько неисправностей, часто встречающиеся на автомобилях семейства 2115.
Система охлаждения
При возникновении неисправностей в системе охлаждения съезжаем с дороги и останавливаем двигатель.
Открываем капот и внимательно осматриваем подкапотное пространство. Если вырывается пар, определяем конкретное место. Осматриваем мотор, проверяем расширительный бачок на положение уровня охлаждающей жидкости. За одно определяем состояние термостата, радиатора, резиновых шлангов в системе охлаждения двигателя.
Нельзя сразу после остановки двигателя отвинчивать пробку расширительного бачка. В системе охлаждения жидкость находится под большим давлением. Когда мы откручиваем пробку, резко падает давление, и по законам физики охлаждающая жидкость закипает. Естественно, её брызги могут привести к ожогам рук и лица. Если есть острая необходимость отвинтить пробку расширительного бачка на ещё не остывшем двигателе, сверху надо набросить какую-нибудь плотную ткань и только после этого медленно отвернуть пробку.
Не поленимся заглянуть под панель приборов ВАЗ-2115. Под ней могут обнаружиться потёки охлаждающей жидкости, сочащейся из крана отопителя или радиатора.
Если потёки охлаждающей жидкости вызваны лопнувшим шлангом, его можно на время залатать липкой лентой (изолента, скотч).
Гораздо больше проблем, если течь идёт из отопителя, радиатора или термостата. В пути её сложно устранить. В данной ситуации рекомендуется в систему охлаждения долить воду и при поездке следить за показаниями температуры. При необходимости уровень в системе охлаждения придётся периодически восстанавливать. Учтите, что если вместо тосола длительное время использовать воду, это скорее всего спровоцирует образование накипи системы охлаждения ВАЗ-2115. В результате охлаждение ухудшится, а моторесурс уменьшится. Поэтому после аварийной поездки обязательно устраните течь, слейте разбавленную водой жидкость, промойте систему и залейте свежую охлаждающую жидкость. Самое важное условие – в перегретый двигатель холодную воду доливать запрещено! Мотор должен хотя бы полчаса охлаждаться с открытым капотом.
Если система охлаждения ВАЗ 2115 неисправна, а течи охлаждающей жидкости не наблюдается, проверяем целость предохранителя №5 (на 20А). Он выполняет функцию принудительной защиты бортовой цепи питания в электровентиляторе системы охлаждения. Находится предохранитель в монтажном блоке, располагающемся в подкапотном пространстве. Если электродвигатель после замены предохранителя заработал, путешествие можно продолжить.
Если электродвигатель после замены предохранителя не заработал, проведём дополнительную диагностику. Возьмём два дополнительных провода и подадим питание на электродвигатель напрямую от аккумуляторной батареи.
Учтите, провода должны быть изолированы и надёжно закреплены. Замыканий проводов между собой допускать нельзя! Обязательно обращаем внимание на полярность подключения: электродвигатель должен таким образом вращаться, чтобы вентилятор нагнетал воздух на двигатель через радиатор, а направления набегающего (путевого) потока воздуха и образуемого вентилятором потока воздуха совпадали.
Если электродвигатель после этих манипуляций заработает, значит неисправна электропроводка системы охлаждения или реле включения вентилятора. Располагается реле под накладкой с правой стороны консоли приборной панели ВАЗ 2115. Если двигатель глух, возможна неисправность самого электродвигателя или проводки. К сожалению, ни электродвигатель, ни реле ремонту не подлежат и потребуют замены.
Двигатель также может перегреться по случаю выхода из строя термостата. Этот агрегат регулирует прохождение потока жидкости по системе охлаждения или минуя радиатор (чтобы ускорить прогрев холодного двигателя), или через радиатор. Проверить термостат не сложно: на тёплом двигателе щупаем нижний шланг, соединяющий радиатор и двигатель. Если шланг холодный, термостат скорее всего неисправен, поэтому через радиатор не идёт циркуляция охлаждающей жидкости.