Ремонт модуля зажигания ВАЗ 2110 своими руками, как проверить и заменить

Ни для кого не секрет, что для воспламенения топлива нужна искра. Она формируется так называемой системой зажигания. И нет, система не представляет собой один или несколько элементов – это самая настоящая система, которая в современных автомобилях является еще и умной, если можно так о ней говорить. Система отвечает за своевременное зажигания и максимально эффективное использование имеющегося топлива. Катушка зажигания – лишь один из ее компонентов. Многие путают катушку с модулем зажигания. Эти устройства имеют одинаковый принцип работы, но отличаются, во-первых, технически, и, во-вторых, сферами применения. Давайте разберемся с тем, как устроен модуль зажигания, что может вывести его из строя и как подобрать ему замену.

Шести-контактны модуль зажигания

В чем отличие модуля и катушки зажигания

Модуль контроля зажигания, как его правильнее все называть, по своей сути является одним из управляющих элементов. Управляет он катушкой зажигания, а также устанавливает угол опережения зажигания и в случае чего меняет его. Разумеется, в соответствии с теми командами, которые дает автомобильный ECU. Конструкция модуля зажигания включает следующие элементы:

  • Ключи (высоковольтные);
  • Пару катушек зажигания.

Опционально может быть использован электронный коммутатор. Блок управления отвечает за генерацию управляющих сигналов, которые четко согласуются с положением автомобильного коленвала. Как только период действия сигнала подходит к концу, начинается искровое зажигание – именно так ECU управляет модулем, а тот управляет катушками. Типичная неисправность модуля: потеря зажигания в паре цилиндров. В этом случае говорят, что вылетает один канал. Часто зажигание остается нормальным, но работает нестабильно на холодном двигателе. Эти моменты мы еще разберем.

В подавляющем большинстве современных автомобилей с современными же системами управления ДВС модуль уступил место четырехвыводным катушкам зажигания. Напомним, что катушка зажигания по своей сути является повышающим трансформатором – на вводе малое напряжение, а на выводе большое. На автомобилях с двигателями 16V поголовно стоят четыре катушки зажигания, так что неисправности системы зажигания там свои. Модуль же один, он управляется компьютером и, грубо говоря, является эволюцией привычных катушек зажигания (многие называют это новым поколением катушек).

Симптомы неисправности катушки зажигания

Задача модуля заключается в передаче напряжения на свечи зажигания посредством высоковольтных проводников. При этом электронный блок управления (ЭБУ) контролирует процесс передачи, посылая на обмотку заряженные импульсы. В результате чего, образуется искра, необходимая для воспламенения топлива внутри камеры сгорания.

Если эту цепь нарушить, то двигатель будет работать с перебоями, что скажется на безопасности движения авто. Существует несколько признаков, которые дают понять автовладельцу, что нужно проверить катушку и систему зажигания в целом:

  • Недостаточная мощность мотора при разгоне машины;
  • Нажимая на педаль газа, авто не набирает скорость, особенно при обгоне;
  • При работе авто на холостом ходу двигатель работает с перебоями;
  • Свеча не выдает искру.

Совет. При появлении первых признаков нарушения работы автотранспортного средства, первым делом нужно просмотреть свечи зажигания, затем убедиться в работоспособности датчика положения коленвала и только после этого переходить к модулю.

Так в чем же преимущество модулей?

В старых карбюраторных двигателях было катушка, работавшая в тандеме с трамблёром. В инжекторных двигателях инженерами решено было использовать модуль. Как говорят специалисты ] Beru[/anchor], одной из ведущих производителей компонентов системы зажигания, будущее двигателей внутреннего сгорания за колодкой катушек зажигания (модулем), в которой элементы работают независимо друг от друга. Конструктивно это выгодно потому, что каждый элемент не требует большого количества соединительных проводов. Да и сама система получается надежнее, особенно если ее сравнивать с зажиганием старых образцов. Автолюбители же задумываются о замене обычных катушек на модуль по другим причинам:

  1. Пропуск воспламенения. Двигатель сложнее запустить на холодную, автомобиль тратит больше топлива и прочее;
  2. Катушки горят. Многие жалуются на то, что катушки выходят из строя очень быстро и буквально одна за другой;
  3. Цена ремонта. Скорее следствие из предыдущего пункта. Хорошие катушки японского или немецкого производства стоят немалых денег. Модуль включает все необходимое для работы системы зажигания, может похвастать высокой отказоустойчивостью и надежностью работы практически в любых условиях.

Высоковольтные провода

У моделей зажигания есть и свои «болезни», но их немного и они прогрессируют медленно. Как правило, выход модуля из строя происходит по причине межвиткового замыкания. Ему предшествует обрыв высоковольтного провода. Модуль все равно будет работать, но уже гораздо менее эффективно. Пожалуй, это единственная серьезная проблема, с которой могут столкнуться те автолюбители, что решились переделать систему зажигания.

Неисправности модулей зажигания

Выявить основные неисправности модуля зажигания очень просто. Автолюбителю стоит обзавестись точным прибором для измерения активного сопротивления. Поводом к его использованию может стать следующее:

  • Слабый разряд на свече, нескольких свечах или всех вообще;
  • Отсутствие искрового разряда.

Очевидно, все вышеуказанное является причиной повышенного расхода топлива, неисправной работой двигателя, повышенной токсичностью выхлопа. Все, что характерно для неисправных свечей зажигания, переносится и на модуль. Проверку, как и в случае со свечой, можно произвести самому: между свечами (точнее, выводами) 1-4, а также 2-3 сопротивление не должно быть меньше 4000 Ом. Если оно меньшее, то можно говорить о витковом замыкании. Нормальное сопротивление зависит от того, кем был произведен модуль. В большинстве случаев это 4000-5000 Ом.

Часть проблем с автомобильными модулями зажигания связаны с коммутатором. Он представляет собой плату, состоящую из ряда микросхем, которые залиты специальным теплоотводящим гелем. Устройство можно найти позади модуля на крупной металлической пластине. Неисправности модуля наблюдается тогда, когда приходят в негодность соединения катушек и коммутатора. Проще всего заменить весь модуль, но хорошо знакомые с ремонтом электронных плат автолюбители могут попытаться произвести ремонт самостоятельно.

Как улучшить искру или доработка цепи индивидуальных катушек зажигания ВАЗ

Проблема плавающих оборотов двигателя, вялый разгон с подергиваниями и повышенный расход топлива знакомы практически каждому владельцу автомобиля ВАЗ. Одна из причин этих недугов кроется в системе зажигания. Рассмотрим доработку индивидуальных катушек зажигания (ИКЗ), которая поможет справиться с нестабильным искрообразованием.

В чем причина

Речь идет о силовом агрегате ВАЗ 21124 (1,6 литра, 16-ти клапанный) и других подобных моторах с ИКЗ. Причина плохой искры: провалы в фазе накопления ИКЗ длительностью порядка 2 мс и размахом 2,5В. Снижение максимального тока (накопления) в момент разрыва на 18%, что эквивалентно снижению энергии, накапливаемой в катушке и отдаваемой катушкой в свечу на 33,6%. Решение:

  1. сгладить провалы нужно установкой конденсаторов, причем как можно ближе к самой нагрузке;
  2. упростить цепь питания ИКЗ.

Установка конденсаторов

Потребуется: конденсаторы (2шт) 2200 µF 25V

  • можно на большее напряжение 35/50/63В, но только не на 16В;
  • диапазон емкостей 3000 — 4700 мкФ, верхний предел превышать не нужно;
  • рекомендуемые производители: Jamicon (TX, TL, TZ, WG, TK, TM), Samwha (WB, WF, WL, RD), CapXon ( KF, LZ, KM, GL);
  • 105 градусные, низкоимпедансные (LowESR).

Скручиваем выводы конденсаторов, подпаиваем провода, выводы и всю конструкцию изолируем термоусадкой. Установить их можно двумя способами:

  1. Разрезаем под гофрой изоленту жгута ИКЗ между 2-3 цилиндрами, находим 5 голубых проводов. К скрутке S1 подключаем плюс скрученных конденсаторов.
  2. Чтобы не трогать скрутку, можно припаять плюсовой провод конденсаторов к подводящему (толстый) синему проводу, который идет от разъема ЭСУД (зачистить по кругу на 5-8мм).

Минус выводим отдельным проводом к точке масс под болт М6 на ГБЦ (рядом с датчиком давления масла). Использовать массу высоковольтных обмоток катушек для подключения конденсаторов нежелательно.Пример установки на схеме ЭСУД 21124 (Январь 7.2, Бош 7.9.7): После установки конденсаторов размах пульсаций снизился в 3 раза до с 2,5 В до 0,8 В!

Сокращаем количество разъемов цепи ИКЗ

Цепь питания катушек зажигания построена из проводов разного сечения, цепь имеет около 4 разъемов и питание поступает от замка зажигания. Все это увеличивает сопротивление и негативно сказывается на работе ИКЗ. Подобная проблема встречается в цепи питания задних фонарей.Было решено питание ИКЗ взять с главного реле ЭБУ, где оно запитано отдельным проводом с АКБ. Для этого от обжимки «S5» откусываем голубой провод и припаиваем его к розово-черному, отходящему от главного реле ЭБУ. Обжимка S5 находится в разветвлении жгута ЭСУД в сторону разъема к приборной панели или ИММО. Чтобы найти её, следует отследить толстый синий провод питания катушек в общем жгуте в районе разветвления. Откусить его от скрутки и вытянуть в сторону моторного щита. В используемой цепи рекомендуется заменить предохранитель (№33 с 7.5А на 10А).После такого подключения пульсации на ИКЗ уменьшились еще в 2 раза с 0,8 В до 0,65 В.

Результат

После двух доработок замечен ряд улучшений:

  • ─ автомобиль стал лучше разгонятся;
  • ─ пропали провалы;
  • ─ реакция на педаль газа стала более четкой;
  • ─ холостые обороты стали стабильными;
  • ─ расход бензина снизился на 0,7- 0,9 литров до 7.8 л/100км по городу.
  • ─ двигатель стал заводится быстрей, стартер не крутит более 2 секунд.

Такое ощущение, что двигатель стал моложе на 100 тыс. км.Напомним, улучшить искру можно и на двигателях с модулем зажигания. Кстати, не забывайте, что на искрообразование влияют высоковольтные провода.
xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai

Если модуль не имеет встроенного коммутатора

Некоторые модули не имеют коммутатора. В мануале к ним написано «сдвоенная катушка зажигания». Поскольку такие модули лишены коммутаторы, основные их неисправности связаны с катушками. В редких случаях проблема кроется в ЭБУ. Заметьте: в системе зажигания коммутатор все равно есть, но он является отдельным элементом. Проверка катушек мультиметром должна показать следующее:

  • Первичная обмотка должна иметь сопротивление свыше 3000 Ом;
  • Сопротивление вторичной обмотки не может быть менее 4000 Ом.

Важный момент: измерительный прибор имеет погрешность измерений, но она не должна быть больше разницы между катушками отличных пар выводов. Еще один момент: вторичная обмотка в очень редких случаях замыкается на массу автомобиля. Подобную неисправность очень сложно выявить. Практически во всех случаях пробой вторичной обмотки проходит по микротрещинам, которыми покрывается корпус модуля после длительной эксплуатации. Пробивается один вывод, так что из пары свечей перестает работать лишь одна.

Какие ошибки связаны с модулем зажигания

К счастью, в определении неисправности модуля зажигания нам поможет контроллер системы ЭБУ. Она постоянно «следит» за отсутствием разрывов в системе зажигания. Код DTC высвечивается при следующих условиях:

  • Водитель включает зажигания;
  • Система проверяет, выполнено ли условие установки кода;
  • Определяется, есть ли обрыв цепи, появилось ли замыкание на массу или замыкание на аккумулятор;
  • Загорается лампа, сигнализирующая о возникновении неисправности;
  • Контролер записывает диагностический код неисправности.

Проверка модуля зажигания

С работой модуля зажигания напрямую связаны вот эти ошибки:

  • Выявлен обрыв катушке цилиндра 1-4;
  • Выявлен обрыв катушки цилиндра 2-3;
  • P3000, а также с P3001 по P3004. Выявлены множественные пропуски зажигания.

Заметьте: ошибки могли возникнуть по причине неработающих свечей зажигания или обрыва высоковольтного провода. Их нужно проверить, равно как и модуль зажигания. Последний рекомендуется заменить, если он неисправен – узел можно назвать ремонтопригодным лишь условно.

Что автолюбитель может сделать самостоятельно

Все то, что и было указано выше. Работа с измерительным прибором не всегда дает тот результат, в котором можно быть уверенным. Дело в том, что показатели сопротивлений обмоток у разных модулей могут быть разными. Лучше всего поступить следующим образом:

  • Отправиться в сервис и попросить мастера проверить модуль на специальном стенде. Такие стенды могут быть как выполнены на заводе, так и сделаны в гаражных условиях. Второй вариант вас не должен пугать: самодельные стенды обычно делают из трамблера, снятого с карбюраторной «девятки» и привода дрели;
  • Поставить на автомобиль заведомо рабочий модуль зажигания и посмотреть, как же он будет себя вести. Очевидно, автолюбителю нужно будет проследить за работой свечей зажигания.

Все 3 варианта хороши по-своему. Владельцу транспортного средства всегда стоит иметь под рукой измерительные приборы – львиную долю автомобильной электроники можно диагностировать в гаражных условиях и определиться с тем, требуется ли замена датчиков, катушек, модулей и прочего. Оставшиеся 2 варианта точнее, но требуют соблюдения условий.

Как выбрать модуль зажигания авто

При выборе модуля автолюбитель может столкнуться с тем, что в магазине есть два одинаковых, на первый, взгляд модуля: старого и нового образца. Они не являются взаимозаменяемыми. Имеет место путаница в понятиях: продавцы в магазинах современные катушки называют модулями, хотя они ими по сути и не являются. Но не будем отходить от «магазинной концепции» и разберемся в особенностях обоих модулей.

Запчасти на Opel astra

Модуль зажигания (коммутатор)
ASTRA G sedan (F69) (09.98 — 12.09)

Запчасти на Mercedes e-class

Модуль зажигания (коммутатор) E-Class sedan (W124) (12.84 — 06.93)
В модулях старого образца (грубо говоря, имеющих 4 провода подключения) имеется встроенный усилитель сигнала. В модулях нового образца такого элемента нет, а транзисторы, они же высоковольтные ключи, находятся прямо в «мозгах» двигателя. При большом желании поставить модуль нового образца придется менять еще и ЭБУ с проводкой или же попытаться ввести в систему транзисторы. Работа не из простых, да и особо смысла в ней нет. Чтобы точно подобрать нужный модуль воспользуйтесь следующими методами поиска:

  • По VIN-коду. Это самый простой и при этом максимально точный метод поиска оригинальных запчастей и ближайших к ним аналогов;
  • По данным автомобиля. Нас интересует: марка, модель авто, данные двигателя. Данные ЭБУ напрямую связаны с двигателем. Проще говоря, если подбирать модуль по техническим данным автомобиля, то точно не возникнет идеи искать деталь для авто с 16-клапанным двигателем от 8-клапанного;
  • По коду запчасти. Обычно владелец авто не располагает кодом искомого модуля. Найти код запчасти можно в электронном каталоге указанным выше способом: марка – модель – … – искомая запчасть. Продвинутые системы автоматически добавляют в список подходящих модулей зажигания еще и аналоги, что очень удобно.

Модуль зажигания

Выбор неподходящего модуля чреват по крайней мере тем, что устройство не удастся установить на свой автомобиль. Модули старых и новых образцов отличаются друг от друга – об этом нельзя забывать. Если автолюбитель решил переделать систему зажигания с индивидуальными катушками, то ему нужен модуль нового образца (часто продавцы его описывают просто как «маленький» модуль), разъем и проводка. ЭБУ при этом нужно будет прошить.

Ремонт

Итак, для ВАЗ 2110 самая распространенная проблема — это исчезновение напряжения на 2 и 3 цилиндрах. Спустя некоторое время двигатель вновь начинает работать нормально, если нажать на заднюю пластину модуля.

Мириться с подобной ситуацией не стоит, лучше сразу выполнить проверку работоспособности блока, восстановить или заменить его полностью.

Демонтаж модуля

Выполнить процедуру достаточно просто.

  1. Отключите минусовой провод от аккумуляторной батареи.
  2. Снимите пластиковую крышку, которая закрывает двигатель.
  3. Снимите провода со свечей зажигания.
  4. Отсоедините провода от модуля зажигания. Их нумерация обозначена на специальных белых кольцах. А номер цилиндра указан на корпусе модуля зажигания.
  5. Отключите разъем от модуля зажигания.
  6. С помощью головки на 10, открутите три гайки, на которых держится искомый нами блок.
  7. Аккуратно снимите его, после чего можно приступать к дальнейшей работе.

Теперь переходим непосредственно к работе с модулем:

  1. Откройте алюминиевую пластину на модуле зажигания. Для этого пригодится плоская отвертка.
  2. Внутри вы найдете небольшую печатную плату с элементами электроники. Ее покрывают прозрачным слоем силикона, который придется удалить.
  3. Также там присутствуют провода, которыми осуществляется соединение платы с контактами разъемов. Они выполнены из алюминия, потому способны быстро рваться.
  4. Все провода от контактов отрывайте, не бойтесь. На их место будут установлены другие. Кстати, специалисты рекомендуют использовать многожильные провода, применяемые в компьютерных мышках.
  5. Схема модуля зажигания включает в себя два коммутатора и два мощных трансрезистора. Если вы решите поменять эти элементы, то необходимо знать, что коммутаторы используются производства SGS-THOMSON (модель L497D1), а транзисторы типа BU931.
  6. Контакты выполнены из алюминия, потому вам потребуется специальный флюс для работы с этим металлом.
  7. Проводок припаиваем к плате. К коллекторам транзистора паять сложнее, поскольку их покрывают специальным материалом, пайка которых проблематичная. Потому постарайтесь максимально аккуратно скрыть верхнее напыление с элемента. Чтобы паяльник не передавал все тепло на пластину, поместите ее на плиту, нагрейте до 180 градусов по Цельсию.
  8. Припаяйте проводки к контактам на модуле, чтобы они оказались максимально короткими.
  9. Места, где вы паяли, покройте лаком. Подойдет обычный лак для ногтей, позаимствованный у вашей жены.
  10. Проверьте, работает ли модуль зажигания.
  11. Если все хорошо, обмажьте внутреннюю поверхность специальным автогерметиком, после чего выполните сборку в обратной последовательности.
  12. По завершению сборки проводки должны располагаться достаточно свободно. Убедитесь, что внутри коробки их не разжало и целостность соединений не нарушена.

Выполнить подобный ремонт модуля зажигания на ВАЗ 2110 своими руками не составит особого труда. Но проявите осторожность, действуйте аккуратно и последовательно. Особое внимание уделите процессу пайки.

Но учтите, мы рассмотрели проблему плохих контактов. Она является не единственной для «десятки». Возможно, потребуется распиновка модуля зажигания на ВАЗ 2110. Для этого лучше обращаться к специалистам.

Если причина неисправности кроется в другом, тогда высока вероятность того, что модуль зажигания ВАЗ 2110 на 8 клапанов лучше просто заменить на новый. Поиски могут затянуться, так и не дав результата. А замена элемента полностью решит сложившуюся проблему.

Экскурс по брендам

Сегодня большая часть модулей зажигания производится лишь парой компаний. Они контролируют большую часть рынка, и, что благоприятно для автолюбителя, качество продуктов стабильно высокое. Он не прогадает, купив оригинальный модуль или же ближайший аналог следующих фирм:

  • Bosch (Германия);
  • Lucas (Великобритания);
  • Era (Италия);
  • Stellox (Германия);
  • Delphi (Великобритания).

За исключением Stellox, автолюбитель сможет найти под именем вышеуказанных брендов все тот же оригинал. К примеру, Era является упаковщиком и тесно сотрудничает с компаниями Siemens VDO, Pierburg, Bosch и множеством других – теми, чья продукция является эталоном качества. Также стоит отметить модули зажигания ]NGK[/anchor] (Япония) – по качеству не уступают Delphi, но часто бывают дешевле.

Ориентировочная стоимость

Новый модуль зажигания для Лады 2110 можно взять за 950-3860 рублей. Цены на детали разных брендов приведены в таблице.

Марка деталиФирма-производительСтрана выпускаС каким двигателем ВАЗ 2110 совместима детальСтоимость в рублях
BOSCH К101BOSCHГермания1,6L, 8 клапанов3860
СОАТЭСОАТЭРоссия1,6L, 8 клапанов1400
ОМЕГА К101ОМЕГАРоссия1,5L, 16V2190
СОАТЭСОАТЭРоссия1,5L, 16V2690
РЕМКОМРЕМКОМРоссия1,6L, 8 клапанов950
СтартВольт SC 0111СтартВольтРоссия1,6L, 8 клапанов1040
FENOX IC16004O7FENOXБелоруссия1,6L, 8 клапанов1550
HOFER HF750304HOFERГермания1,6L, 8 клапанов1000

Бывший в использовании модуль зажигания на ВАЗ 2110 можно взять за 500-900 рублей.

Примерная стоимость б/у деталей в зависимости от марки авто и состояния приведена ниже в таблице.

От какой машины запчастьСостояниеСтоимость детали в рублях
Лада 2110хорошее500
Лада 2110идеальное700
Лада 2112хорошее600
Лада 2112идеальное900
Лада 2109хорошее500
Лада 2115идеальное850

Если деталь покупается в другом регионе, интернет-магазине, тогда придется заказывать ее доставку. Эта услуга стоит около 300-500 рублей.

Вывод

При выходе модуля зажигания из строя проблему нельзя игнорировать. Во-первых, сильно упадут мощностные показатели двигателя. Во-вторых, езда станет менее комфортной. В-третьих, выхлоп станет более токсичным, а это наносит большой вред экологии. На самом деле выбрать подходящий модуль очень просто. Нужно просто руководствоваться техническими данными транспорта, кодом запчасти или идентификационным номером автомобиля. С выбором производителя тоже сложности нет: все продукты известных компаний могут похвастать высоким качеством исполнения, высокой отказоустойчивостью и долговечностью.

Факторы, влияющие на уровень стоимости

Покупка модуля зажигания на ВАЗ 2110 может обойтись в разную сумму денег. Цена такой запчасти зависит от следующих факторов:

  1. Оригинальность.
  2. Состояние.
  3. Качество.
  4. Фирма-производитель.
  5. Место покупки.
  6. Необходимость доставки.
  7. Регион продажи.
  8. Ценовая политика продавца.

Модуль зажигания HOFER
Модуль зажигания HOFER

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]