Автовладелец «десятки», может быть застигнут врасплох поломкой системы сцепления. Это означает, что предстоят незапланированные траты на запчасти и услуги автомастерской. Замена сцепления ВАЗ 2110 стоит недёшево, от 3 500 до 5 000 руб., не считая стоимости запчастей. Однако, есть вариант сохранить значительную часть личных сбережений и поменять изношенные детали на новые — самостоятельно. Скажем прямо, процедура это непростая. Но, действуя по инструкции, возможно ловко управится за один день.
На заметку! Не спешите с глобальным ремонтом, так как менять сцепление на ВАЗ 2110 в некоторых случаях пока рано. Возможно устранить образование дефекта регулировкой. На картере КПП, сверху, находится кронштейн крепления троса привода с двумя гайки. Подкручивая одну из гаек, возможно установить новых ход педали. После этого, механизм послужит ещё.
Подготовительный этап
Содержание
Перед тем, как менять сцепление на ВАЗ 2110, предстоит подготовить место для проведения ремонта и инструмент. Для данного процесса, наиболее удачно подходят: автомобильный подъёмник или смотровая яма. Если таких условий нет, в силу безвыходного положения, возможно осуществить замену сцепления на 2110 в «спартанских условиях». Достаточно подыскать ровный участок поверхности в гаражном боксе, на машиноместе или во дворе.
Схема сцепления на ваз 2110: 1 — направляющая втулка выжимного подшипника; 2 — первичный вал коробки передач; 3 — поводок троса; 4 — вилка выключения сцепления; 5 — втулка оси вилки; 6 — нажимной диск в сборе (корзина); 7 — ведомый диск; 8 — маховик; 9 — педаль сцепления; 10 — механизм автоматической регулировки длины троса; 13 — муфта выключения сцепления (выжимной подшипник); 14 — нижний наконечник оболочки троса; 15 — кронштейн, установленный на картере коробки передач; А — расстояние смещения поводка, проверяемое при установке троса (27 мм).
Также, для ремонта потребуется:
- слесарный набор с рожковыми ключами и головками до 22 мм;
- домкрат и несколько коротких досок (деревянных брусков);
- ёмкость для возможного слива трансмиссионного масла из КПП;
- центровочный вал (оправка).
Что касается самого сцепления, то оно продаётся комплектами (3 в одном, 2 в одном) и деталями по отдельности.
В систему входит 3 заменяемых элемента:
- выжимной подшипник;
- диск сцепления;
- корзина.
Автовладельцу, практичнее поинтересоваться заранее, сколько будут стоить новые детали сцепления для замены на ВАЗ 2110. Это поможет подготовить необходимый бюджет. Цена запчастей имеет различный диапазон и зависит от производителя. Среди изготовителей качественных деталей, лидерами являются: Sachs, Luk, Valeo и Krafttech. Эти запчасти гарантированно подходят на автомобиль и имеют продолжительный ресурс эксплуатации. Детали плохого качества могут вовсе не подойти или выйти из строя в первые дни после ремонта.
Принцип работы и составляющие
Сцепление является однодисковым, с центральной нажимной пружиной. Привод – тросовый. Кожух прикреплен к маховику и нажимному диску. Есть также ведомый диск.
Для десяток «родная» система сцепления – ВИС, и хотя по отзывам многие ее ругают, но также немало тех, кто считает, что лучше ВИС (ВАЗИНТЕРСЕРВИС) для ВАЗа не существует.
Статья, посвящённая принципу работы механизма переключения передачи, расположена тут:
Главными составляющими являются:
- Кожух;
- Нажимной и ведомый диски;
- Картер с нижней крышкой. Также имеет опорные плоскости, с помощью которых картер прикреплен к раме;
- Выжимной подшипник для выключения сцепления с муфтой;
- Маховик;
- Вилка для выключения;
- Поводок троса, непосредственно идущий к педали сцепления (крайняя левая).
Таково, вкратце, устройство сцепления ВАЗ 2110.
Замена сцепления ваз 2110
После того, как условия и инструмент приготовлены, можно приступать к работе. Первоначально снимаем переднее левое колесо и надёжно фиксируем автомобиль. Обращаем внимание, что есть два пути ремонта: с полным демонтажем КПП и без него. В нашем случае, речь пойдёт о том, как заменить сцепление на ВАЗ 2110 не снимая коробки.
Процесс облегчается тем, что не придётся сливать трансмиссионное масло, отсоединять оси приводов и доставать тяжелый агрегат из-под машины. Наименьший набор операций экономит время. Однако, для подстраховки, необходимо иметь ёмкость наготове, куда в экстренном случае можно слить масло из КПП.
По окончании фиксации машины открываем капот, отключаем АКБ и снимаем его совсем. Для доступного понимания, весь дальнейший процесс по замене сцепления своими руками на ВАЗ 2110, будет описан в виде пошаговой инструкции:
- выкручиваем два болта шаровой опоры (колесо уже снято);
- переходим к моторному отсеку и снимаем разъём датчики расхода воздуха ДМРВ;
- отсоединяем гофру воздухозаборника;
- снимаем корпус воздушного фильтра;
- отсоединяем трос сцепления от КПП, откручивая две гайки крепления;
- откручиваем болт стартера;
- выкручиваем болт КПП, находящийся чуть правее стартера;
- находим ещё один верхний болт крепления КПП к двигателю и откручиваем его;
- отсоединяем штекер датчика скорости;
- переходим к нижней части и демонтируем продольную тягу вместе с чашкой (крабом);
- находим нижний болт стартера и 2 болта крепления КПП, выкручиваем их;
- снимаем крепление реактивной тяги;
- откручиваем кулису переключения КПП;
- подставляем под мотор домкрат через деревянную прокладку (на край поддона);
- отворачиваем гайки задней подушки двигателя;
- опускаем двигатель домкратом (он завалится на одну сторону);
- бережно разъединяем мотор и КПП;
- отсоединённую коробку аккуратно опускаем вниз до того момента, пока она не зависнет на осях приводов.
Первый этап, по замене сцепления на ВАЗ 2110 без снятия коробки, завершён. В результате демонтажа, появился доступ к корзине сцепления на двигателе и выжимному подшипнику на КПП. Выкручиваем болты крепления корзины на маховике и снимаем её. Аккуратно вынимаем выжимной подшипник с первичного вала.
После внимательного исследования снятых деталей становится ясно, стоит ли менять пакет сцепления целиком или можно ограничится сменой диска и подшипника. Стоит отметить, что замена корзины сцепления ВАЗ 2110 происходит раз в 80 – 150 тыс. км пробега, в зависимости от режима эксплуатации. Диск и подшипник изнашиваются чаще.
После покупки новых запчастей, приступаем ко второй части ремонта и делаем следующее:
- устанавливаем корзину с диском на место и наживляем болты крепления;
- вставляем центровочный вал (оправку) в центральное отверстие коленчатого вала;
- затем сильно закручиваем болты и вынимаем оправку. Она должна свободно входить в отверстие, имитируя первичный вал КПП.
- далее, устанавливаем на коробку выжимной подшипник;
- аккуратно поднимаем КПП и соединяем её с двигателем, немного вращая ось привода;
- как только коробка встала на место, можно её крепить болтами и устанавливать демонтированные детали в обратном порядке.
На заметку! Желательно не оставлять коробку в подвешенном положение на длительное время (более 2-х дней). Дело в том, что на сальники приводов оказывается сильная нагрузка и они могут частично деформироваться. Образование повреждений приведёт к подкапыванию масла из трансмиссии при дальнейшей эксплуатации.
Регулировка сцепления на ВАЗ 2110 после замены
Качественно закончить ремонт, поможет настройка системы трансмиссии. Для этого, следует отпустить регулировочные гайки на тросике. Педаль сцепления поднимется. Берём линейку, и замеряем в салоне расстояние от передней стенки до педали. Рабочий ход, регламентированный инструкцией по эксплуатации, должен составлять 120 мм (±5мм).
Несколько раз нажимаем на педаль. Затем, закручиваем регулировочную гайку, попутно измеряя расстояние между педалью и стенкой. Как только, искомое значение 12 см будет достигнуто, затягиваем гайку, придерживая другим ключом контргайку. Аналогичную операцию по регулировке, после замены сцепления своими руками, можно произвести на ВАЗ 2110 с мотором 16 клапанов.
Какое сцепление лучше поставить на ваз 2110
Ниже приведены наиболее известные фирмы которые производят сцепление для автомобиля ваз 2110, предлогаю ознакомиться с ними и сделать свой выбор.
KraftTech KraftTech – маркировка заводского выжимного подшипника отсутствует, а нажимной обозначен как X2200C; ведомый диск – Y 3200A B0206. Основные приметы: четыре демпферные пружины, на диафрагменной пружине находится 18 лепестков. На коробке нанесено обозначение: 2110 W3200C B2240. | Luk Luk – в комплекте нет выжимного подшипника, его маркировка: SKF 500 063820; нажимной диск клеймен 2 D24 120 0252 10, а ведомый – 320 030810. На последнем есть метки для точной ориентировки при монтаже. У ведомого диска шесть пружин, у корзины – 18 лепестков. Сторона последней помечена. | Valeo Valeo – маркировка наносится только на подшипник: Valeo SNR BB 126 18S50. В комплекте присутствует оправка для точности установки. Пружинный элемент нажимного диска состоит из 18 лепестков. На упаковке есть отметка – 21102-21103-21108-2111-2112 826622. |
ВИС ВИС – маркированных деталей нет, из особых примет только знак одобрения – АЯ70. У пружины нажимного диска присутствуют 12 лепестков, на ведомом диске 4 большие и 3 малые демпферные пружины. На коробке: 2110-1601180. | Pilenga Pilenga – никаких маркировок и обозначений на деталях нет, а на упаковке отмечено: CK-P-4005 2110. Ведомый диск оснащен 4 малыми и 4 большими демпферными пружинами. Пружина нажимного диска включает 18 лепестков. | FINWHALE и QML FINWHALE и QML — плавное начало движения автомобиля с места; равномерное движение автомобиля без рывков; мягкость педали сцепления обеспечивает комфорт в управлении автомобилем, снижает утомляемость водителя; высокие предохранительные свойства позволяют увеличить срок службы синхронизаторов КП и других деталей трансмиссии; предсказуемый стабильный ресурс, надежность и долговечность; простота установки, в комплекте сцепления поставляется центровочная оправка, смазка, есть возможность замены сцепления при отсутствии специального инструмента и материалов, нет необходимости их покупать; и, наконец, превосходное сочетание «цена-качество». Высококачественный комплект сцепления по приемлемой цене. |
Модель двигателя | Диск сцепления нажимной | Диск сцепления ведомый | Муфта подшипника выключения сцепления |
ВАЗ-2101,21011, 2103,2105 | 2103-1601085 | 2107-1601130 | 2101-1601180 |
ВАЗ-2106, 2121 | 2121-1601085 | 2106-1601130 | 2101-1601180 |
ВАЗ-21213,21214 | 2121-1601085 | 21213-1601130 | 2101-1601180 |
ВАЗ-341 (дизельный) | 2121-1601085 | 21045-1601130 | 2101-1601180 |
ВАЗ-2108. 21081, 21083 | 2109-1601085 | 2109-1601130 | 2110-1601180 |
ВАЗ-2110, 2111 | 2110-1601085 | 2110-1601130 | 2110-1601180 |
ВАЗ-2112 | 2112-1601085 | 2112-1601130 | 2110-1601180 |
Диск сцепления ведомый | Накладка фрикционная | Внутренний диаметр накладки, мм | Наружный диаметр накладки, мм | Отличительные особенности |
2106-1601130 | 2106-1601138 | 130 | 200 | 12 заклепок крепления накладок, расположены парно |
2107-1601130 | 2107-1601138 | 142 | 200 | 12 заклепок крепления накладок |
2109-1601130 | 2109-1601138 | 130 | 190 | 18 заклепок крепления накладок |
2110-1601130 | 2110-1601138 | 140 | 200 | 18 заклепок крепления накладок |
2112-1601130 | 2110-1601138 | 140 | 200 | 18 заклепок, на двух пружинах полоски белого цвета |
21213-1601130 | 2110-1601138 | 140 | 200 | 18 заклепок крепления накладок |
21045-1601130 | 21045-1601138 | 140 | 200 | 16 заклепок, расположены парно |
Популярные проблемы и их решение
Есть несколько характерных неисправностей, которые встречаются на автомобиле ВАЗ 2110. Попробуем разобраться в причинах их возникновения, а также рассмотрим способы решения проблемы.
- Сцепление ведет. Причины могут быть такими: У педали недостаточный ход, натяжение слишком тугое. Для устранения нужно отрегулировать привод;
- Ведомый диск имеет деформации. Тут поможет только замена;
- Ступица ведомого диска иногда заедает. Если так, попробуйте ее промыть и смазать шлицы первичного вала. Если же элемент или сам вал износился, тогда замените их;
- Фрикционные накладки сломались, заклепки ослабились. Самое лучшее решение — полноценная замена кожуха, которая включает в себя пружину и диск;
- Нажимной диск деформировался или перекошен. Замените накладки, но предварительно обязательно убедитесь в отсутствии отклонений торцевого биения диска;
- Возникли проблемы с тросом. Подтяните его. Если результата нет, замените на новый.
- Фрикционные накладки на ведомом диске часто пригорают или изнашиваются. Решение одно — замена;
- Масло попало на поверхность. Как решить проблему мы уже рассказали выше;