После проведения ремонта тормозной системы на «классике» из гидравлических контуров обязательно удаляют воздух. Прокачка тормозов ВАЗ 2106 должна обеспечить эффективное торможение автомобиля всеми четырьмя колесами. Процедуру развоздушивания следует проводить после каждого вмешательства в механизмы тормозов, повлекшего разгерметизацию системы и попадание в нее воздуха. Работы проводятся по определенному алгоритму, изменение которого может нарушить функции системы.
1 – шланг для прокачки тормозов; 2 – сосуд для тормозной жидкости.
Прокачка тормозов на автомобиле ВАЗ 2106
После проведения ремонта тормозной системы на «классике» из гидравлических контуров обязательно удаляют воздух. Прокачка тормозов ВАЗ 2106 должна обеспечить эффективное торможение автомобиля всеми четырьмя колесами. Процедуру развоздушивания следует проводить после каждого вмешательства в механизмы тормозов, повлекшего разгерметизацию системы и попадание в нее воздуха. Работы проводятся по определенному алгоритму, изменение которого может нарушить функции системы.
1 – шланг для прокачки тормозов; 2 – сосуд для тормозной жидкости.
Конструкция тормозной системы 2106
Сегодня мы собираемся прокачивать тормоза, но вкратце восстановим в памяти конструкцию тормозной системы этого автомобиля, чтобы действия были обоснованными и обдуманными. И чтобы не возникали дурацкие вопросы по поводу того, с какого колеса нужно прокачивать систему. Сейчас вспомним ее конструкцию, и тогда все вопросы отпадут автоматически.
Тормозная система шестерки, как и всех Жигулей, гидравлическая, двухконтурная. Это значит, что вся гидравлика разделена жестко на две независимые ветки. Есть около десятка схем организации контуров тормозных систем, но итальянцы остановились на параллельной. Это значит, что передние и задние колеса тормозят попарно.
Сделано это для того, чтобы в случае повреждения одного из рабочих тормозных цилиндров, как минимум два колеса тормозили, как ни в чем не бывало. Удобная и безопасная система, только, к сожалению, не все о ней знают, поэтому и возникают такие вопросы. Тормозные магистрали заполнены тормозной жидкостью, причем система герметична. Тормозная жидкость имеет специальный состав, который позволяет ей передавать кинетическую энергию практически без потерь на сжатие. В идеале, при полной и надежной герметизации, система вечная и если ее не перегреть, воздух внутрь не попадет. А если перегреть, тогда тормозная жидкость начинает закипать, выделяя пузырьки воздуха. В этом случае, без видимых нарушений целостности, система завоздушивается и ее необходимо прокачивать.
Подбор коленчатого вала
Паспортную мощность трогать не станем, поскольку прирост будет символический, но на динамике это скажется. Осталось только выбрать человеческий коленвал, а задача это не из простых. Если брать б/у, есть вероятность нарваться на вал со скрытыми дефектами — трещинами, искривлением или слишком сильным износом. А если вал был восстановлен, то можно попасть на некачественную наплавку шеек. Если нет уверенности в качестве такого коленвала, лучше искать новый. Хороший качественный коленвал не будет сиять, как хромированный.
Так готовят к продаже некачественные валы из сырой незакаленной стали. Шейки хорошего цементированного вала будут матовыми с характерным отливом, а упакован он должен быть в промасляную бумагу и смазан консистентной смазкой. И, конечно, с маркировкой 2103-1005020.
Прокачка тормозов при использовании медицинского шприца
Последовательность действий такова:
- В самый обыкновенный медицинский шприц набирается тормозная жидкость.
- Шприц соединяется (герметично) с крышкой бака тормозной жидкости. Для этого можно использовать герметики, либо механические уплотнители, если нет времени ждать, пока подсохнет герметик.
- Ставим под место вытекания жидкости бутылку и откручиваем штуцер.
- Давим на поршень шприца, тем самым создавая давление. Таким образом, закачивая тормозную жидкость в систему.
- В свою очередь, в месте выхода должна появиться струйку тормозной жидкости вместе с воздухом.
Для того чтобы быть полностью уверенным в том, что в тормозной системе больше не осталось воздуха, таким нехитрым способом следует продавить через систему абсолютно всю жидкость.
Что потребуется для работы?
Чтобы провести работу, соберите такой инструмент:
- Найдите небольшую прозрачную банку. Можно обрезать пластиковую бутылку объемом 0,5 литра.
- Обязательно потребуется наличие прозрачной трубки – идеально подойдет та, которая устанавливается в системе омывателя переднего стекла.
- Жидкость тормозная (обязательно та же марка, что и заливалась ранее).
- Смазку проникающего типа WD-40. Ей потребуется обработать все резьбовые соединения.
- Ключ обжимного типа для тормозной системы.
- Ключи на «8» и «10»
Также могут потребоваться плоскогубцы, домкрат, башмаки и прочие инструменты.
Нюансы прокачки
В процессе развоздушивания рекомендуется также проверить состояние тормозных дисков, колодок и шлангов. Важно убедиться в отсутствии повреждений, трещин и прочих дефектов. Обязательно обратите внимание на задние барабаны. Тормозные колодки, расположенные возле них, нуждаются в периодической регулировке. Без последней эффективная работа контура невозможна.
Если система прокачана грамотно, то на каждую стороны автомашины будет приходиться совершенно тождественное усилие. Когда же ВАЗ во время торможения уходит в сторону от прямой, то это означает, что в контуре присутствует воздух. Игнорировать данный признак очень опасно.
Обратите внимание, дрейф направо говорит о присутствии пузырьков в элементах тормозов, расположенных слева и т. д.
Чем слабее работает блокировка одной стороны, тем мощнее влечет автомобиль в противоположную.
На ВАЗ-2106 прокачку начинают с переднего контура, по завершении работы переходят на задний.
Если необходимо частичное развоздушивание, то его делают по всей оси, а вовсе не по одному из колес на ней установленных.
Демонтаж и замена ГТЦ требует полной прокачки всех контуров.
Желательно работать в паре с помощником – в одиночку все процедуры выполнять довольно затруднительно, ведь придется одновременно нажимать на тормозную педаль и ослаблять штуцеры, стоящие на суппорте.
Порядок прокачки
А теперь более подробно о том, как прокачать тормоза на ВАЗ-2106. Сначала нужно осуществить прокачку задних колес:
- Устанавливаете прозрачную трубку на прокачной штуцер правого колеса, второй ее конец нужно опустить в баночку с тормозной жидкостью – так вы сможете контролировать уход воздуха из системы.
- Помощник должен несколько раз нажать на педаль тормоза до упора, после чего зафиксировать ее в нажатом положении.
- Ослабляете затяжку штуцера – жидкость пойдет по трубке, а педаль провалится к полу.
- Повторяете пункты «2» и «3» несколько раз, пока не перестанут идти пузырьки воздуха по трубке.
Удаление воздуха из гидропривода
Прокачку тормозов ВАЗ 2106 следует начать так: для начала проводят развоздушивание переднего контура, а затем заднего. Частичную прокачку выполняют только по осям автомобиля, но не по колесам. Снятие и установка главного тормозного цилиндра заканчиваются полным удалением воздуха по всем осям. При выполнении прокачки тормозов рекомендуется работать вдвоем с помощником, так как одному это сделать весьма сложно.
Одновременно нужно будет давить на педаль тормоза и расслаблять штуцеры суппорта. Для развоздушивания передней оси автомобиль приподнимают и снимают колеса. После этого проверяют уровень жидкости в бачке ГТЦ и надевают на воздушный штуцер суппорта резиновую или силиконовую трубочку подходящего диаметра.
Другой ее конец помещают в стеклянную емкость, в которую наливают немного рабочей жидкости с таким расчетом, чтобы конец трубки был в нее погружен. Предварительно нужно слегка расслабить штуцер ключом на 8, если это не удается, то используют жидкость WD для очистки резьбы.
После подготовительных работ следует нажать педаль гидропривода 4-5 раз, затем удержать ее в нажатом состоянии, а в этот момент отпустить штуцер на суппорте. В результате этого произойдет выброс жидкости вместе с воздухом в банку. Впоследствии, при отпущенном штуцере, требуется проводить резкие нажатия на педаль до полного исчезновения пузырьков воздуха из трубочки.
Для гарантии обычно нажимают 2 раза после появления последних пузырьков. Педаль опять удерживают в нажатом состоянии, штуцер закручивают, после этого проводят контрольный нажим и переходят к следующему колесу. После прокачки передней оси приступают к работам на задней.
Манипуляции удобней выполнять на подъемнике или смотровой яме, в этом случае можно обойтись без снятия колеса. Алгоритм работы идентичен процедуре на передней оси. Важно контролировать уровень жидкости в бачке, так как при интенсивной циркуляции возможно попадание воздуха в ГТЦ.
Тогда работу придется повторять сначала. Существует метод прокачки, при котором нажимают на педаль 4-5 раз при закрытом штуцере, а затем выжимают ее и откручивают штуцер. Потом его опять закручивают и нажимают на педаль еще 4-5 раз. Таким образом проводят несколько циклов.
Вернуться к оглавлению
Прокачка тормозной системы ВАЗ 2106
Перед началом работы следует запомнить, что тормоза на ВАЗ 2106 прокачиваются в определённом порядке: первым прокачивается правое колесо сзади, затем левое колесо сзади, затем правое спереди и левое спереди. Нарушение этого порядка приведёт к тому, что в системе останется воздух, и всю работу придётся начинать заново.
Кроме того, покачивать тормоза следует с помощью напарника. Делать это в одиночку очень тяжело.
Последовательность операций
Сначала подготовка: машину следует загнать на эстакаду или на смотровую яму и поставить на ручник. Так будет легче получить доступ к тормозным штуцерам.
- Капот машины открывается. Из тормозного бачка выкручивается пробка, и проверяется уровень жидкости в нём. Если жидкости мало — она доливается до отметки на бачке.
Видео: прокачиваем тормоза ВАЗ 2106 в одиночку
Причины проблем с прокачкой тормозов ВАЗ 2106
Иногда водитель сталкивается с ситуацией, когда тормоза на ВАЗ 2106 просто не прокачиваются. Вот почему это происходит:
- нарушение порядка прокачки. Это — самая распространённая причина неудачной прокачки тормозов на «шестёрке». Начинающие водители забывают, что тормоза на ВАЗ 2106 являются двухконтурными, а следовательно, соблюдать схему прокачки очень важно. И если прокачку начать с передних колёс, а не с задних, то выгнать весь воздух из системы будет попросту невозможно;
- плохое качество тормозной жидкости. Ни для кого не секрет, что на современном рынке горюче-смазочных материалов встречается огромное количество подделок, причём подделывается, как правило, продукция самых популярных марок. Тормозная жидкость исключением не является. Если водителю «повезло» купить именно такую жидкость, то её вязкость со временем может очень сильно увеличиться. В особо тяжёлых случаях поддельная тормозная жидкость густеет настолько, что по консистенции начинает напоминать солидол. Разумеется, ни о какой нормальной прокачке тормозов в таком случае не может быть речи. Тормозную систему придётся разбирать и тщательно чистить.
Итак, от состояния тормозов «шестёрки» зависит жизнь водителя и его пассажиров. Следовательно, поддерживать их в исправном состоянии — его прямая обязанность. К счастью, большинство операций по профилактике неисправностей вполне можно провести самостоятельно, у себя в гараже. Всё, что необходимо делать — это в точности следовать рекомендациям, озвученным выше.
Подготовка к ремонту
Перед тем как прокачать тормоза на ВАЗ-2106, нужно сделать подготовительные работы. Для этого:
- Установите автомобиль на смотровой яме. С ее помощью проводить прокачку удобнее – доступ к штуцерам облегчается.
- Обработайте все штуцеры проникающей смазкой и подождите 10-20 минут, можно больше.
- Убедитесь в том, что все прокачные штуцеры выкручиваются. Для этого нужно использовать накидной или обжимной ключ – рожковым нельзя работать, так как он только повредит грани.
- Убедитесь в том, что в расширительном бачке достаточное количество жидкости, при необходимости долейте.
- Убедитесь в отсутствии течи в системе. Если они имеются, устраните.
Недопустимо наличие в расширительном бачке посторонних предметов – это приведет к повреждению главного тормозного цилиндра и засорению трубок.
Самостоятельная прокачка на примере ВАЗ-2110
На Ладе «Десятке» все делается так же, как и на моделях ВАЗ 2108-21099, поскольку конструкция тормозной системы – одинакова. Поэтому рассмотрим, как прокачать тормоза на моделях 2110-2112 самому, без помощников.
Для этого понадобиться использование одного дополнительных элементов – аэратора, который можно купить или сделать и резинового шланга с наконечниками с обеих сторон для подсоединения к ниппелю.
Самодельный аэратор – это крышка от тормозного бачка «классики» (без встроенного датчика), в которую установлен ниппель от бескамерного колеса.
Суть самостоятельно прокачки очень проста и делается она так:
- Авто обездвиживается. На штуцер тормозного механизма, который прокачивается, надевается шланг для прокачки;
- Аэратор накручивается на тормозной бачок, и к нему подсоединяется один конец шланга. Второй же надевается на ниппель накачанного автомобильного колеса (к примеру, запаски);
- Отворачиваем штуцер на пол-оборота. При этом давление воздуха из запаски начнет выдавливать жидкость. Остается лишь проследить, когда по трубке пойдет жидкость без воздушных пузырьков, и затягиваем штуцер;
Таким образом прокачиваются все механизмы. Давления воздуха одного колеса достаточно чтобы полностью прокачать систему;
Но в этом есть один нюанс – давление, подаваемое в бачок должно быть не очень высоким (не более 1 атм). Иначе существует вероятность срыва крышки или повреждения бачка.
Прокачка тормозов описанными способами применима и для более современных моделей ВАЗ – 2114-2115, Приора, Калина. А все потому, что конструкция тормозов у них полностью идентична.
ДОЛИВКА
Некоторые водители не знают даже куда заливать тормозную жидкость в ВАЗ 2114 (хоть бачок тормозной жидкости ваз и на виду), не говоря уже о правилах. Доливать DOT-4 нужно только в том случае, если его уровень в бачке упал ниже середины между отметками MIN и MAX. Для этого достаточно просто открутить крышку бака и наполнить его до верхней отметки. Объем тормозной жидкости не должен превышать максимальной отметки.
Не в коем случае не смешивайте продукты разных производителей и марок. Это может привести к поломке системы, что неблагоприятно скажется на вашем финансовом положении при обращении в сервис. Обязательно поинтересуйтесь у знатока, как долить тормозную жидкость.
В целом, при соблюдении всех необходимых условий и правил, все делается достаточно просто. Любые мероприятия по нормализации работы автомобиля требуют наличия определенных инструментов и спецодежды. Про это не стоит забывать, так как попадание на кожу человека химических веществ, содержащихся в ГСМ крайне опасно для здоровья.
Но как ни крути, а в стремлении к долговечности и безотказности своего автомобиля чего только не сделаешь. Освоенные навыки можно применять не только к ВАЗ 2114, но и к другим моделям отечественного автопрома. Например, ВАЗ 2115 имеет абсолютно идентичное устройство.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Как самостоятельно прокачать тормозную систему на ВАЗ 2107
Если тормоза плохо работают, то во время движения увеличивается риск возникновения аварийной ситуации на дороге, в результате опасности подвергаются все участники движения, а также водитель с пассажирами. Поэтому нужно следить, чтобы система тормозов (ТС) функционировала безотказно и выполнять ее прокачку после ремонтных и регламентных работ по замене рабочей жидкости или в случае образования в ней воздушных пробок.
Причины проведения процедуры прокачивания тормозов
Прокачка выполняется для удаления воздуха из ТС. Эта процедура необходима после замены тормозной жидкости (ТЖ) во время проведения регламентных, ремонтных работ или, если она поменяла цвет. Обычно на ВАЗ 2107 полную смену ТЖ делают через три года. Процедура состоит из этапов: слив старой жидкости, заливка новой и прокачивание тормозной системы.
Для ВАЗ 2107 производитель рекомендует использовать ТЖ DOT-4, ее объем равен 0, 382 л. Доливать рекомендуется такую же жидкость, что была раннее залита. ТЖ должна отвечать рекомендациям производителя. В ней содержатся специальные присадки, защищающие от коррозии детали из металла. С течением времени жидкость теряет свои свойства, в нее попадают посторонние частицы, которые разрушающе действуют на элементы системы. Это несколько причин, из-за которых нужна замена ТЖ. После чего необходимо прокачивать систему.
Кроме того, прокачку выполняют в обязательном порядке:
- если выполнялась замена или демонтаж деталей;
- после выполнения тюнинга;
- если износились тормозные шланги, произошла разгерметизация ТС;
- в бачке уровень ТЖ упал ниже минимума.
В момент, когда шланги отсоединены, возможно образование воздушных пробок в гидроприводе. Опасность его присутствия в ТС в том, что он делает ненадежным торможение. Когда водитель жмет на тормоз, не срабатывают тормозные колодки на колесе с воздушными пробками в контуре, и оно продолжает крутиться.
Понять, что в гидравлическом приводе есть воздух можно по поведению тормозной педали и следующим признакам:
- если на нее несколько раз нажать и сначала она легко нажимается, а потом с каждым разом становится все жестче;
- увеличивается рабочий ход педали;
- педаль часто падает до пола;
- увеличивается тормозной путь;
- при торможении авто уводит в сторону от направления, в котором она двигалась.
Прокачивание выполняется с помощью прокатных штуцеров, находящихся на тормозных узлах каждого колеса. На передних колесах они расположены на суппорте и прикрыт колпачком.
Для того чтобы правильно провести процедуру, нужно знать, что ТС классических ВАЗов представляет собой два независимых контура. Один включает передние колеса под водителем и пассажиром. Во второй –задние. Если отказывает один из контуров, продолжает действовать другой. Если воздух проник в какой-то один контур, то прокачивать нужно его, а второй не трогать. Такая ситуация может возникнуть при ремонте тормозного узла одного из колес.
Пошаговая инструкция по проведению процедуры
Для проведения работ по прокачиванию понадобится два человека. Один спускается под машину, работая с механизмами тормозной системы. Другой находится в салоне, нажимая тормозную педаль по команде человека, находящегося внизу. Во время проведения работ нужно следить за уровнем ТЖ в бачке, она постоянно должна находиться на максимуме. Если уровень будет ниже минимума, то в ТС из бачка может проникнуть воздух и процедуру по прокачиванию придется повторить.
Для работы нужно приготовить:
- набор накидных и рожковых ключей;
- домкрат;
- спецключ обжимного типа для тормозных трубок системы;
- противооткатные приспособления;
- опоры;
- шланг необходимого диаметра из резины, пластика или капрона;
- прозрачную тару для слива отработки;
- свежую ТЖ.
При прокачке следует соблюдать определенный порядок. Начинают проводить прокачные мероприятия с колес, которые расположено дальше всего от главного тормозного цилиндра (ГТЦ), а затем на других колесах по мере уменьшения расстояния. Поэтому прокачивают колеса поочередно: сначала задние – правое и левое, потом переходят на правое спереди и заканчивают левым под пассажиром.
Для проведения прокачки тормозов спереди, необходимо подвесить передние колеса и демонтировать их, так как иначе не добраться до штуцеров. Для работ с задними тормозами нужно спуститься под машину. Поэтому ее желательно установить на эстакаду, подъемник или смотровую яму. Перед прокачкой следует осмотреть тормозную систему на предмет нарушения герметичности. Если потрескались трубки, есть какие-либо механические повреждения, нужно устранить повреждения и заменить изношенные детали.
Подведём итоги
Тюнинг тормозной системы автомобиля — это очень ответственная работа. Неудачная модернизация внешнего вида транспортного средства или его салона отразится только на непрезентабельном виде машины. Ошибка в модернизации тормозной системы может стоить жизни вам или другим участникам дорожного движения. Ответственно отнеситесь к переделкам, которые касаются тормозной системы автомобиля. Покупайте только сертифицированные качественные запчасти от известных производителей. Приступайте к самостоятельному усовершенствованию тормозной системы автомобиля только в том случае, если вы полностью уверены в своих силах и возможностях.