Почему нет искры на свечах: поиск неисправностей в системе зажигания автомобиля


Среди распространенных неисправностей инжекторного двигателя или карбюраторного мотора является такая, когда на свечах зажигания пропала искра. В этом случае двигатель может не заводиться или после запуска функционировать с перебоями (троить), так как на одной из свечей нет искры и цилиндр фактически не работает.

Рекомендуем также почитать статью о том, почему стартер крутит, но двигатель не заводится. Из этой статьи вы узнаете о наиболее частых причинах отказа мотора заводиться при нормально работающем стартере.

В подобной ситуации диагностику следует начинать с проверки системы зажигания. Параллельно с этим стоит учитывать определенные особенности и нюансы зависимо от типа установленного двигателя. Далее мы поговорим о доступных способах проверки зажигания на искру применительно к моторам с карбюратором, а также рассмотрим что делать, если пропала искра на инжекторном двигателе.

Возвращаем автомобиль к «жизни»

С тем, почему случается пропажа искры, пожалуй, всё предельно ясно. Теперь, не лишним будет рассмотреть порядок её возвращения. Реальность такова, что в большинстве случаев вернуть искру – дело несложное, заключающееся лишь в том, чтобы тщательно проверить поломанный автомобиль. Если быть точнее, то для нормализации искрообразования требуется:

  1. Во-первых, проверить искру на инжекторе описанным выше способом, убедиться в том, что она пропала, и, хотя бы косвенно, попытаться определить причину неисправности;
  2. Далее достаточно оценить сложившиеся обстоятельства и действовать, исходя из них. В качестве типовых ситуаций предлагаем рассмотреть решение следующих проблем:
      свеча мокрая, наличие и сила искры неважны, нагар правильный (кирпичного цвета) – протираем деталь и вкручиваем обратно;
  3. свеча мокрая (не всегда) и нагар неправильный (белый или чёрный) – чистим, сушим деталь и пробуем запустить мотор, если результата нет, меняем свечу и разбираемся с проблемами в топливной системе (чистка инжектора, проверка ЭБУ и т.п.);
  4. свеча мокрая, искры полностью нет, цвет нагара не важен – пробуем сменить деталь, если результата нет, проверяем систему зажигания и работу инжектора.

В принципе, в теории особых сложностей в ремонте подобного рода нет. Несмотря на это, нередко он вызывает сложности в осуществлении у неопытных автомобилистов. Для решения таковых необходимо действовать в описанном выше порядке, ну а если что-то не выходит – лучше обратиться к профессионалам на СТО. Подобный подход к ремонту не только сэкономит время, но и гарантирует беспроблемную эксплуатацию автомобиля в дальнейшем.

Пожалуй, на этом наиболее важная информация по сегодняшнему вопросу подошла к концу. Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!

Признаки, что необходимо проверить свечи на наличие искры

Внеплановая проверка свечей всегда связана с некорректной работой двигателя. Осмотр проводим, если при работе автомобиля замечаем следующие признаки:

  1. Мотор начинает заводиться после долгого вращения стартера или не заводится совсем.
  2. Двигатель работает с перебоями на холостом ходу, троит, дергается во время езды.
  3. Увеличивается расход топлива.
  4. Ухудшается динамика, двигатель теряет мощность.

Негативное последствие неправильно работающей свечи – скопление топливной смеси в камере сгорания и его детонация. Это приведет к деформации шатуна, поломке поршней, коленвала и других узлов силового блока.

Как проверить искру на свечах?

От качества искры напрямую зависят следующие параметры двигателя:

  • расход топлива;
  • приемистость силового агрегата;
  • износ двигателя.

Своевременная проверка качества искры необходима в процессе эксплуатации транспортного средства.

Причины и признаки некорректного искрообразования

Основными причинами нарушения искрообразования в бензиновых движках являются:

  • износ свечей зажигания;
  • неправильная установка угла зажигания;
  • неисправность системы зажигания (катушки, высоковольтные провода, распределитель, датчики коленвала и распредвала);
  • уменьшение компрессии в цилиндрах;
  • подсос в системе впуска воздуха;
  • заправка некачественным бензином;
  • неправильная работа газораспределительного механизма;
  • неисправность в системе управления двигателем.

Основные признаки, указывающие на необходимость проверки искры:

  • пропуски зажигания;
  • «троение» двигателя;
  • уменьшение приемистости силового агрегата;
  • изменение цвета и состава выхлопных газов;
  • сообщение об ошибке двигателя на приборной панели.

В любой из перечисленных ситуаций необходимо в первую очередь проверить искру.

Методы контроля

Для проверки качества искры существуют несколько методов:

1. Визуальный метод контроля. Для его проведения необходимо демонтировать свечу. Желательно это делать на прогретом двигателе. После демонтажа визуально оценивают качество нагара. Если имеется светло-серый или светло-коричневый небольшой нагар, вероятно, искрообразование происходит в штатном режиме. «Мокрая» рабочая область свидетельствует об отсутствии искры. Большой черный нагар – признак неправильной установки угла зажигания. Одновременно проверяют величину зазора рабочей области, целостность конструкции.

2. Проверка искрообразования без демонтажа свечи практическим методом. Данный метод применяют опытные специалисты с соблюдением особых мер предосторожности. Для этого запускают мотор. Далее по очереди отключают-подключают высоковольтные провода. В случае индивидуальных катушек зажигания производят отключение разъемов к ним. Если после отключения характер работы двигателя изменился, значит, свеча работает. Если качество работы двигателя не поменялось, скорее всего, устройство неработоспособно.

3. Проверка методом замены. При этом методе соседние свечи меняют местами. Если пропуски зажигания также «поменялись» местами, устройство не работает.

4. Контроль параметрическим методом. Высоковольтный импульс на свечах достигает 20 тысяч Вольт. Напрямую его измерить обычными измерительными средствами проблематично. Оценить качество импульса можно при помощи неоновой лампочки, подключенной через резистор.

5. Проверка искры в рабочем режиме. Для этого используют дополнительную свечу, которая устанавливается на место проверяемой. Исследуемую свечу демонтируют, подключают к высоковольтному проводу (индивидуальной катушке). Устанавливают надежный контакт массы свечи с металлической основой движка. Производят запуск двигателя. Контролируют искрообразование визуальным методом. Такую проверку лучше производить в темное время суток, приняв максимальные меры безопасности.

6. Компьютерная диагностика современных автомобилей позволяет определить пропуски зажигания в конкретных цилиндрах.

Как проверить искру на инжекторном двигателе

Одним из самых важных элементов электрической системы вашего автомобиля являются свечи. Эти детали осуществляют воспламенение топлива, и если свечи перестают нормально работать, двигатель получает определенные проблемы. Сами по себе свечи ломаются не так часто, вероятнее всего, в отсутствии искры виноваты другие факторы.

Впрочем, иногда и свеча, которая уже отработала свой ресурс, не может нормально выполнить свои рабочие функцию. Поэтому каждому водителю желательно знать, как проверить свечи зажигания в условиях дороги без особых инструментов и диагностического оборудования.

Лучший способ проверки свечей — это своевременное техническое обслуживание и регулярный сервис машины.

Первые симптомы неисправности свечей и отсутствия искры

Причины выхода из строя свечей зажигания в автомобиле могут быть самые разные. Но симптомы в большинстве случаев похожи. Главный показатель выхода из строя одной свечи — двигатель начинает троить. Когда происходит столь неприятный аспект, снижается мощность агрегата, увеличивается расход, а машину на холостых оборотах немного трясет. Все это позволяет сделать выводы, что один из цилиндров не работает, в частности потому, что нет искры на свече. Также различают следующие симптомы неработающих свечей зажигания:

автомобиль не заводится, при попытке запуска двигатель крутится стартером ровно, нет подвижек в зажигании;после запуска какое-то время работает 2 или 3 цилиндра, затем подключается четвертый — это показатель выхода из строя именно свечи;машина постоянно стала тяжело заводиться, двигатель запускается только с третьей попытки;автомобиль потерял мощность и остроту реакции, нажатие педали газа не вызывает нужного эффекта;автомобиль заглох в процессе поездки, запустить его сложно или вообще невозможно;

периодически при запуске в выхлопной трубе слышны сильные хлопки — это догорает накачанное, но не сожженное топливо.

Когда не работают все свечи, такая ситуация должна насторожить владельца машины. Скорее всего, причина далеко не в свечах зажигания. Но в том случае, если работать отказывается одна свеча, следует посмотреть на саму свечу, а также на провод, который соединяет ее с катушкой. Это поможет вам выяснить, какие именно причины стали основами неполадки в вашем автомобиле. И если проверка датчиков, коммутаторов и катушек в полевых условиях является непростой задачей, то тестирование свечей вполне возможно.

Как проверить свечи зажигания без специального оборудования?

В дороге у нас зачастую нет никакого оборудования для тестирования свечей зажигания. Поэтому приходится обходиться народными методами для проверки всех тонкостей работы автомобиля. В частности, в случае со свечами можно использовать один из проверенных методов проверки. Для начала следует выкрутить свечу и присмотреться к ней, получив информацию о ее состоянии. Если свеча мокрая, она заливает бензином и не работает. Сухая свеча означает, что топливо на нее не попадает, или все работает правильно. Черный фитиль свечи также говорит о наличии неполадок. Проверить наличие искры можно следующим образом:

выкрутите свечу и наденьте на нее высоковольтный провод для того, чтобы можно было подать искру;возьмитесь рукой за резиновую часть провода, но ни в коем случае не берите за металлические части свечи;приставьте фитиль свечи на расстояние около 0.5 сантиметра от корпуса двигателя — любой металлической части;попросите другого человека провернуть ключ зажигания и в течение четырех секунд попробовать запустить двигатель;если искра появляется и пробивает на корпус двигателя, значит, все со свечей в полном порядке, нужно искать другие неполадки;

если же искры нет, свеча не работает, а также возможны другие не слишком приятные неполадки.

Если искра есть, значит, проблема запуска двигателя связана с топливной системой. Если же искра отсутствует, виновником ваших проблем является электрическая система автомобиля. Это не обязательно будут именно свечи, ведь в электрической системе машины присутствует довольно много различных элементов, которые могут вывести из строя узел свечей. Нужно проверить все, чтобы полностью убедиться в работоспособности оборудования. Кстати, самый простой способ проверить, работают ли свечи, — это заменить их на заведомо рабочие.

Что еще может стать причиной отсутствия искры на свечах?

Если нет искры, многие водители с уверенностью говорят о том, что нужно менять свечи. Но это далеко не всегда оказывается правдой. В частности, есть и другие модули, которые могут влиять на производство искры, поэтому нужно проверить все особенности работы электрической системы автомобиля. Если мы говорим о том, что система зажигания не выдает искру, необходимо уделить особое внимание тем модулям, которые за эту искру отвечают. Среди них придется проверить и подозревать неисправность следующих важных модулей машины:

высоковольтные провода — нередко именно этот элемент является причиной отсутствия искры, провод может пробивать;катушки зажигания или трамблер на старых автомобилях — частые претенденты на замену и ремонт;коммутатор — деталь, которая редко вызывает сомнения в работе, ломается не так часто, но очень неожиданно;замок зажигания — один из контактов может отойти и не отдавать нормальные команды двигателю автомобиля;

бортовой компьютер, управляющий действиями электрической системы автомобиля, в том числе и зажиганием.

Если один из этих элементов вышел из строя, симптомы также будут похожими на простую поломку свечи. Но при этом замена свечей не будет давать никакого эффекта. Если сломался коммутатор или бортовой компьютер, придется обращаться к специалистам и выполнять достаточно дорогостоящий ремонт. Самостоятельно такие проблемы вы решить не сможете. Также сложно заменить в полевых условиях катушки зажигания. Впрочем, этот список проблем не является исчерпывающим

Нет искры на инжекторном двигателе или моторе с карбюратором: как проверить

Проверка искры возможна при помощи нескольких способов: на «массу», посредством использования мультиметра, специальным тестером на пеьезоэлементе. Первый способ самый простой. Корпус выкрученной свечи подносится к металлу (обычно это блок цилиндров двигателя), после чего мотор прокручивается стартером и анализируется наличие искры.

Обратите внимание, указанный способ проверки нельзя применять во время диагностики инжекторных автомобилей. Дело в том, что на авто с инжектором присутствует ЭБУ и другое электрооборудование, которое является достаточно чувствительным и может быть выведено из строя.

Второй способ позволяет в большей степени оценить состояние свечи зажигания, выявить пробой и т.д. Использование специального тестера является методом проверки искры на ижекторных авто, напоминая по своему принципу проверку путем анализа пробоя искры на «массу» (первый способ). При этом риск спалить блок управления минимизирован. Теперь давайте поговорим о том, как проверить искру на инжекторном двигателе.

Как уже было сказано выше, для проверки искры на инжекторе используется специальное устройство-разрядник. Наличие данного решения во время диагностики позволяет точно локализовать проблемный участок, так как искры зажигания может не быть на свече, на распределителе или на катушке. Также искры может не быть только в одном, в нескольких или сразу во всех цилиндрах двигателя.

Полное отсутствие искрообразования указывает на возможные неполадки контроллера, модуля зажигания, неисправности катушки или центрального провода. Начинать диагностику следует с проверки предохранителей. Затем следует оценить состояние контакта «массы», а также проверить высоковольтные провода.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому произвести проверку высоковольтных проводов. Из этой статьи вы узнаете о способах диагностики состояния свечных проводов зажигания своими руками.

Если искры нет на катушке зажигания, тогда следует продиагностировать работоспособность провода высокого напряжения. Указанный провод должен быть проверен на целостность изоляции, не иметь пробоев, обгорелых участков и т.п. Обнаружение любых дефектов является основанием для его замены.

Также в процессе диагностики системы зажигания следует осмотреть свечи. Делать это нужно в том случае, если электричество доходит до свечей. На карбюраторных авто достаточно снять свечной провод, после чего приблизить его к металлической поверхности (например, кузов авто) на половину сантиметра. Затем нужно покрутить стартером и убедиться в наличии или отсутствии пробегающей искры между проводом и металлической поверхностью. Сама искра также должна иметь определенную интенсивность, быть белого цвета с легким синеватым оттенком. В случае если не замечены отклонения, тогда свечи рабочие. Причиной того, что нет искры на свече, может оказаться катушка зажигания.

Если же замечены проблемы со свечами, тогда обратить внимание нужно на контакты свечей. Указанные контакты не должны иметь загрязнений. Добавим, что при замеченных отклонениях от нормы оптимально сразу заменить свечи зажигания. Отсутствие такой возможности укажет на необходимость очистки контактов.

Как проверить искру на свече зажигания

Даже современные автомобили с инжекторными двигателями и обилием бортовой электроники не застрахованы от периодического возникновения проблем. Достаточно часто возникают перебои с работой двигателя на холостом ходу, или же отмечаются трудности с запуском двигателя вне зависимости от температуры окружающего воздуха. Если при попытке пуска слышен шум работы топливного насоса, первым делом следует проверить работоспособность всей системы зажигания, не надеясь на бортовой компьютер и датчики.

В первую очередь, как показывает практика, потребуется проверка искры свечи зажигания, поскольку ее «исчезновение» является наиболее частой причиной плохого запуска и неустойчивой работы двигателя. Необходимо понимать, что при самостоятельной проверке важно соблюдать особую осторожность, поскольку кроме возможности получения крайне неприятного удара током, можно вывести из строя модуль зажигания или контроллер. Поэтому проверку желательно проводить с использованием специального разрядника, который можно изготовить самостоятельно.

Как проверить искру на катушке зажигания

Катушка зажигания не относится к тем агрегатам, которые постоянно ломаются и доставляют иные неприятности, но в ряде случаев проблемы все же отмечаются. Наиболее часто причиной проблем становится повреждение обмотки. Последующий за этим пробой слоя изоляции приводит к короткому замыканию. Катушка может повреждаться также в результате перегрузок, вызванных неисправными свечами зажигания, или дефектами в самих высоковольтных проводах.

Перед тем, как проверить искру на катушке зажигания, желательно загнать автомобиль в сухой гараж. Вся работа может быть выполнена самостоятельно, без использования специальных приборов. Алгоритм такой проверки стандартен.

  1. После очистки крышки трамблера от грязи она снимается.
  2. Поворотом коленвала на двигателе необходимо добиться замыкания контактов распределителя.
  3. После включения зажигания высоковольтный провод, отходящий от трамблера, подносится к массе транспортного средства. Особое внимание следует уделить расстоянию – оно должно составлять 5 мм.
  4. Для точности проводимой проверки катушки, время от времени потребуется в ручном режиме размыкать контакты трамблера.

  5. Об исправности катушки можно говорить, если появляется яркая искра голубого цвета. Если же она слабая, неуверенная, появляется лишь периодически или совсем отсутствует, катушка подлежит замене, поскольку ее ремонт, как правило, просто невозможен. При установке новой, следует точно соблюдать полярность, в противном случае новая катушка также выйдет из строя. На специализированных СТО проверка катушек осуществляется на специальном стенде, позволяющем тестировать работоспособность устройства в различных режимах работы. Очень простой способ быстрой проверки показан на видео:

Катушка зажигания: как понять, что в ней нет искры?

Прежде чем начать разбираться в этом вопросе, важно точно понять, что вообще представляет собой данный узел. В принципе основное его предназначение заключается в преобразовании тока из низкого в высокое напряжение. Ну а если данный элемент имеет какие-либо неполадки, то запустить транспортное средство будет невозможно. Однако и у этого механизма, при наличии нарушений, есть свои характерные симптомы. Распознать, что в катушке нет искры можно по таким признакам:

  • Произошло снижение мощности мотора;
  • Появились проблемы с запуском;
  • Резко вырос расход топлива;
  • Периодически возникают перебои на холостом ходу.

Если автомобилист определился с проблемой, и она оказалась связанной именно с катушкой, то далее следует приступать к ремонту. Такую проблему вполне возможно решить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов сервисного центра. Для начала водителю необходимо осмотреть элемент на наличие всевозможных нарушений. Далее, если на катушке будет обнаружена, к примеру, грязь, ее нужно будет удалить сухой тряпкой. Также очень важно при этом обратить внимание на саму проводку. На ней не должно быть скоплений влаги и различных обрывов.

Подробнее о проверки катушки зажигания на работоспособность будет изложено в этом видеоролике:

Совет 1: Как проверить искру

  • Как проверить искру
  • Как усилить искру
  • Как восстановить искру на ВАЗ 2109

Сначала нужно определить причину отказа. Как правило, для запуска двигателя нужно топливо, воздух и искра, которая воспламенит топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя. Если воздушный фильтр в порядке и смесь топлива с воздухом поступает во впускной коллектор, самое время проверить систему зажигания. Проверить искру самостоятельно можно и нужно, не откладывая этот процесс в «долгий ящик», а вернее до визита на СТО.

Проверка заключается в следующем: с помощью свечного ключа необходимо вывернуть свечи зажигания из головки блоков цилиндров и внимательно их осмотреть. Первое, на что нужно обратить внимание, – это зазор между центральным и боковым электродами свечи. Он должен соответствовать значениям от 0,7 до 0,9мм. Если зазор больше, необходимо подогнуть боковой электрод, если меньше – отогнуть. Также обращаем внимание на состояние свечей: нагар также может рассказать о режиме работы двигателя. Для проверки искры нагар необходимо удалить с помощью мелкой наждачной бумаги.

Чтобы провести проверку самостоятельно, можно связать все свечи проволокой в ряд и свободный конец проволоки заземлить на «массу» автомобиля, надеть на свечи наконечники высоковольтных проводов. После этого с помощью стартера начинаем прокручивать двигатель и наблюдаем за образованием искры между электродами свечи. Ее вид и цвет также могут о многом рассказать. Если искра слабенькая на всех свечах или отсутствует вообще, то, скорее всего, вышел из строя электронный коммутатор. Если искра есть, но на всех или на отдельной свече она разная, проблема может быть в следующем:

  • пробой высоковольтного провода от распределителя к свече;
  • бегунок распределителя (трамблера) имеет дефект или выработку;
  • неисправна свеча;
  • неустойчивый контакт в наконечнике провода.

Если удалось на свечах проверить искру самостоятельно и в результате проверки установить, что она отсутствует, можно заодно протестировать и работу катушки зажигания. Для этого необходимо установить на одной свече зазор в 2-4 мм и провернуть двигатель стартером. Если на этой свече искры тоже не будет, то катушка зажигания неисправна. В машинах с карбюраторным двигателем ее достаточно заменить, тогда как в автомобилях с инжекторной системой впрыска необходимо проверить и электронный коммутатор, который может выйти из строя.

Как проверить силу искры на модуле зажигания

Большинство автовладельцев понимают, что в случае, когда «движок» начинает троить или плохо заводиться, проблема часто заключается в отсутствии искры. Поэтому проверка искры на инжекторе – эта такая манипуляция, которая не должна вызывать какого-либо затруднения у водителя, которому часто приходится сталкиваться с необходимостью ремонта в полевых условиях. Естественно, при себе следует всегда иметь набор из нескольких новых, или просто исправных свечей.

Поскольку отсутствие искры является наиболее частой причиной троения или трудного пуска мотора, а также неустойчивой его работы на холостом ходу, проверка искры на свечах проводится автомобилистами в первую очередь. Чтобы не выворачивать сразу все свечи, можно проверять их поодиночке – извлекая одну за одной с ГБЦ, одевая на них колпаки с проводом от катушки и заземляя каждую свечу на массу. Вращение стартера должно вызывать образование хорошей и яркой искры. При ее отсутствии можно заменить провод (желательно возить с собой запасной) или использовать тот, который заведомо является рабочим.

Снимая высоковольтные провода с модуля, имеет смысл предварительно их пронумеровать – это позволит избежать путаницы в дальнейшем. Проблемы, вызванные свечой или проводами таким образом становятся очевидными. Если же искра на свече так и не появилась, проблема кроется в самом модуле. Для того, чтобы точно определить это, поможет метод «подмены» – рабочий модуль можно на время «позаимствовать» с другого авто этой же модели. Если замена устраняет проблему, можно смело отправляться в автомагазин за новым.

Дополнительные рекомендаци

При признаках поломки двигателя сразу проверяйте исправность свечей. Отключая провода, помечайте их “-” и “+” (поможет не перепутать полярность при подключении).

Если с диагностикой, ремонтом или заменой элементов системы зажигания вашей машины возникли трудности и у авто очень слабая искра на свечах, на Uremont.com вы найдете подходящий автосервис. Плюсы нашего сайта-агрегатора:

работает на Россию, Казахстан и Белоруссию;

интерактивная карта с партнерскими СТО;

вы всегда можете запросить информацию в “живом” чате;

техническое обслуживание портала осуществляется круглосуточно;

для удобства выбора на сайте есть оценки пользователей и рейтинг.

Проверка катушки системы зажигания на искру

Для диагностики работоспособности катушки следует извлечь провод из распределителя-прерывателя. Далее проверка осуществляется аналогично тестированию высоковольтных проводов, то есть провод подносят к металлической поверхности и крутят стартером. Наличие искры укажет в этом случае на неполадки распределителя зажигания, если искры нет, тогда проблема заключается в катушке.

Для начала следует проверить контакты распределителя. Указанные контакты могут окислиться, также возможны повреждения изоляции, неисправным может быть и сам ротор. Обнаружение проблем с ротором позволяет устранить неисправность путем его замены. Во время проверки катушки зажигания следует выявить возможные дефекты целостности обмотки, прогары и другие признаки того, что внутри происходит короткое замыкание. Если такие признаки обнаружены, катушку следует заменить или произвести ремонт катушки зажигания.

Добавим, что наличие искры на свечах зажигания еще не означает, что автомобиль обязательно должен заводиться. Особенно это справедливо для инжекторных моторов, на которых выход определенных датчиков или ЭБУ из строя может сильно затруднить или сделать полностью невозможным пуск силового агрегата. В таких случаях искра есть, топливо подается, но двигатель все равно не заводится. Также отдельного внимания заслуживает замок зажигания, так как неисправности могут проявляться и в этом месте.

Теперь давайте подробнее рассмотрим способы проверки основных элементов системы зажигания. Для этого снова вернемся к катушке. Как уже было сказано, наиболее частой причиной неисправности является поврежденная обмотка. Затем происходит пробой изоляции и возникает короткое замыкание. Еще важно понимать, что катушка может выйти из строя по причине перегрузок. Такие повышенные нагрузки возникают в результате проблемных свечей или свечных проводов. Для диагностики следует:

  • поставить автомобиль в сухой парковочный, ремонтный или другой бокс. Можно также воспользоваться гаражом. Главное, чтобы влажность не была слишком высокой;
  • далее понадобится очистить от загрязнений крышку трамблера, после чего указанная крышка подлежит снятию;
  • затем нужно провернуть коленвал двигателя так, чтобы контакты распределителя оказались замкнутыми;
  • теперь можно включить зажигание и поднести высоковольтный провод трамблера к «массе» на 3-7 мм;

После оценки искры можно принять решение о том, нужно ли менять катушку зажигания. Обратите внимание, ремонт данного элемента зачастую представляется нецелесообразным. Также во время установки новой запчасти следует точно придерживаться соблюдения необходимой полярности. Если этого не сделать, тогда новая деталь быстро придет в негодность после неквалифицированной установки. Отметим, что в автосервисах для проверки катушек используется специальный стенд. Такое оборудование позволяет проверять катушку с учетом различных режимов работы.

Чтобы проверить искру на свечах зажигания в том случае, если распределитель исправен и нет проблем с состоянием высоковольтных проводов, нужно выкрутить свечи из двигателя. Помимо контактов следует смотреть на нагар, степень замасливания электродов и т.п. Для нормального искрообразования загрязнения нужно отчистить. Также следует проверять зазор между электродами, который обычно в норме составляет от 0.7 до 0.9 мм. Если зазор нарушен, тогда можно аккуратно подогнуть боковой электрод. Такой способ является временной мерой, но позволяет проехать в отдельных случаях от нескольких десятков до сотен километров без «троения» двигателя в случае неполадок со свечей зажигания.

Также добавим, что для проверки свечей существуют специальные устройства-пистолеты. Обычно такие решения присутствуют в наличии у продавцов свечей зажигания в автомагазинах или на автомобильных рынках. Если есть такая возможность, тогда свечи можно проверить на подобном оборудовании.

Методы проверки инжекторного и карбюраторного двигателя при отсутствии искры

Если нет искры на двигателе, используются разные методы диагностики:

  • проверка на «массу»;
  • проверка с помощью цифрового мультиметра (тестера);
  • использование специального тестера с пьезоэлементом.

Проверку на «массу» рекомендуется применять только на автомобилях с карбюратором. Для этого надо взять свечу и поднести её к любой металлической части мотора (хорошо подойдёт блок цилиндров). Другой человек в салоне должен попробовать запустить двигатель, провернув ключ в замке зажигания. Так определяется подача искры на конкретную свечу.

Важно! Данный способ нежелательно использовать для проверки искры на инжекторных машинах, так как в них используется дорогостоящее электрическое оборудование, которое может выйти из строя из-за такой «диагностики».

Применение мультиметра позволяет проверить сами свечи зажигания. Принцип диагностики не отличается от первого метода, но вероятность повреждения ЭБУ двигателя сведена к минимуму. Проверить искру на карбюраторном двигателе позволяет специальный прибор под названием «разрядник». С помощью такого устройства вы сможете легко определить, в каком сегменте системы зажигания автомобиля возникли проблемы.

Если искры нет во всех цилиндрах, виновником может быть контроллер, катушка/модуль зажигания либо центральный провод. Для начала необходимо проверить состояние предохранителей. После этого проверяем подключение «массы» и высоковольтные провода.

Если искра отсутствует на катушке, необходимо проверить состояние центрального провода высокого напряжения. Наличие повреждений изоляционного слоя, пробоев и других дефектов недопустимо. В случае их обнаружения этот элемент подлежит замене.

Кроме этого, во время поисков искры не забудьте проверить свечи зажигания. Но это целесообразно делать лишь после того, как вы достоверно установили, что до свечей искра точно доходит. Проверка выполняется упомянутым выше способом. Искра должна быть белая со слегка синеватым оттенком. Если искра есть, но слабая, проверьте состояние контактов свечей. В любом случае замена свечей стоит недорого, поэтому лишней она не будет.

Проверка состояния цепи низкого напряжения

Тоже далеко не лишнее мероприятие, когда речь идёт об отсутствии искры на свечах. Чтобы провести подобную диагностику, потребуется контрольная лампа. Причём выбирайте устройство мощностью в 2-3 Вт и напряжением 12 В.

Один контакт от контрольки подключается к контакту низкого напряжения вашего трамблера, а второй идёт непосредственно на массу. Теперь нужно замкнуть трамблерные контакты и запустить зажигание. Если в цепи отсутствуют какие-либо проблемы, то в момент замыкания контакта лампа должна обязательно погаснуть. При этом загорается она только тогда, когда контакты размыкаются.

Если же после размыкания трамблерных контактов ничего не произошло, то есть лампа-контролька не зажглась, наверняка причина неисправности кроется в поломке первичной обмотки катушки, либо же в проводах низкого напряжения.

Бывают ситуации, что лампа-контролька при диагностике светит постоянно, не прерываясь, вне зависимости от размыкания или замыкания контактов. Тут следует рассмотреть одну из нескольких потенциальных причин такого поведения контрольной лампочки:

  • на трамблере окислились контакты, которые нужно зачастить и при возможности смазать графитовой смазкой;
  • повредились провода, которые соединяют подвижный диск трамблера и его корпус;
  • повредилась иная проводка, расположенная между клеммой трамблера и рычажком.

Проверку всегда следует проводить поэтапно, начиная от самых наиболее вероятных неисправностей, и заканчивая теми, которые значительно реже становятся причиной отсутствия искры.

Не спешите ставить самый плохой и неприятный диагноз своей системе зажигания. Часто случается так, что причина кроется в банальном нагаре на свечах или перегоревших предохранителях.

Поиск неисправностей в системе зажигания

Неисправности системы зажигания автомобиля неприятны тем, что любая из них, всегда сопровождается серьезными перебоями в работе двигателя или полной его остановкой. Главный признак неисправности системы зажигания – полное отсутствие или “слабая” искра между электродами свечей зажигания. Что делать если нет искры, и где её искать? Об этом и не только читайте в нашем материале.

Чаще всего искра пропадает именно в тот момент, когда нужно куда-либо ехать. Чтобы не толкать машину в ближайший автосервис, важно понимать, от чего зависит работа системы зажигания, тогда и поиск пропавшей искры не вызовет особых затруднений.

А ниже мы предлагаем познакомиться с алгоритмом поиска пропавшей искры в системе зажигания автомобиля.

Почему нет искры на свечах зажигания?

Причин отсутствия искры на свечах зажигания может быть несколько. Чаще всего виновниками неисправности являются:

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Высоковольтные провода;
  3. Катушка зажигания;
  4. Распределитель зажигания;
  5. Неисправности в цепи низкого напряжения.

Также особое внимание при отсутствии искры следует уделить проверке качества контактов и электрических соединений элементов системы зажигания. Проверить состояние контактов можно просто потеребив их рукой.

Внимательно осмотрите провода и блоки системы зажигания – при обнаружении на них грязи, масла или воды, их обязательно нужно протереть сухой тряпкой. После этого попробуйте завести двигатель, возможно, что на этот раз он заведется.

Полезные советы

Опытные автолюбители хорошо знают, что свечи зажигания могут выйти из строя в самый неподходящий момент. По этой причине рекомендуется возить с собой запасной комплект. То же самое можно сказать и о свечных проводах.

Во время работ с системой зажигания следует соблюдать повышенную осторожность, так как возможно получение сильного удара электрическим током. Необходимо использовать изолированные инструменты.

Так как свечи выходят из строя чаще всего по сравнению с другими элементами системы зажигания, проверка «на искру» всегда начинается именно с них. Диагностику можно производить поочередно. Процедура осуществляется путем выкручивания свечи из ГБЦ, затем на свечу надевается колпачок и провод от катушки, после чего производится заземление на «массу». Главным индикатором при проверке во время вращения стартером является сама искра и ее качество.

Во время снятия свечных проводов с модуля зажигания желательно пометить каждый провод. Это позволит осуществлять проверку и последующее подключение в строго определенном порядке без риска перепутать провода.

Признаки неисправности и проверка инжекторных форсунок без демонтажа. Диагностика электропитания форсунок, анализ производительности. Советы и рекомендации.

Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы.

Как проверить работу двигателя по свечам зажигания. Основные признаки неисправностей мотора: появление черного, серого, красного и белого нагара на свечах.

Признаки неисправности или пробоя высоковольтного свечного провода системы зажигания. Как проверить автомобильные бронепровода своими руками.

Троение двигателя: симптомы. Почему возникает троение и как найти причину, по которой мотор начинает троить. Проверка питания, зажигания, компрессии и т.д.

На что указывает цвет нагара на свече зажигания, почему образуется нагар того или иного цвета. Как очистить свечи зажигания от нагара своими руками, советы.

Когда пропала искра автомобиль вам, конечно же, ни за что не завести, и в такой ситуации, в первую очередь, нужно проверять систему зажигания.

Система зажигания автомобиля играет ключевую роль в его эксплуатации. Если при многих других неисправностях автомобиль можно своим ходом доставить до СТО, то при проблемах с зажиганием вряд ли вообще получится завести двигатель.

Типичные причины пропадания искры

В зависимости от типа силового агрегата существует несколько факторов, из-за которых на свечах зажигания нет искры. В большинстве случаев причины следующие:

  1. Разряженный аккумулятор.
  2. Повреждение или выход из строя свечей. Также их может залить бензином либо маслом.
  3. Неисправности модуля, коммутатора или катушки зажигания.
  4. Плохой контакт или повреждение изоляционного слоя высоковольтных проводов.
  5. Неисправности датчика положения коленчатого вала (ДПКВ).
  6. Неисправности в работе трамблера.
  7. Проблемы в цепи низкого напряжения.
  8. Плохой контакт «массы».
  9. Неисправности в работе ЭБУ (электронного блока управления) мотора.

Что делать?

Опираясь на советы опытных автолюбителей, предлагаем проверить возможные причины возникшей неисправности. Первым делом примените разрядник, чтобы знать где именно пропадает искра. При неисправности цилиндров обратите внимание на контроллер, модуль в целом или катушку.

Начните с визуального осмотра ВВ-провода (идеал — хорошее внешнее состояние с целой изоляцией). При необходимости отремонтируйте или замените элемент.


Если проблема не найдена, переходим непосредственно к СЗ. Почистите или замените ржавые контакты, если это требуется. Перед принятием решения протестируйте наличие разряда на свечах: поднесите провод к металлу на 0,5 см и раскрутите стартер. Бело-голубая искра сигнализирует о норме. Другой цвет (фиолетовый, например) — переходите к катушке (КЗ).

Работу катушки тестируют так же, как и разряд на свечах (смотрите выше). Два варианта развития событий:

заискрило — смотрите распределитель-прерыватель (Р/П);

не «загорелось» (разбирайтесь с катушкой).

В Р/П надо исключить окисление, нарушение изоляции и протестировать ротор. Осмотрите крышку изнутри, чтобы исключить трещины. Рукой проверьте угольный контакт, чтобы понять, зависает ли он. Проверка изоляции:

центральный провод высокой вольтажности поместить в 0,8 см от электрода;

соединяйте и разъединяйте контакт (предварительно включите зажигание).

При неисправном роторе видны искры.

В КЗ исключите повреждения обмотки и короткого замыкания (обожженные точки).

Цепь низкого напряжения тестируют двенадцативольтной лампочкой мощностью не более 3 Вт. Ее соединяют с прерывателем и железом авто. Далее замыкают Р/П и включают зажигание. Если цепь исправна, эталон светится на размыкание и гаснет на замыкание. “Контроллер” не гаснет при следующих обстоятельствах:

Внешние признаки и соответствующие им неисправности бесконтактной системы зажигания

ПризнакиНеисправности
  • двигатель не запускается или запускается с трудом;
  • неустойчивая работа двигателя на холостом ходу
  • обрыв (пробой) высоковольтных проводов;
  • неисправность свечей зажигания;
  • неисправность катушки зажигания;
  • пробой крышки датчика-распределителя;
  • неисправность транзисторного коммутатора;
  • неисправность датчика-распределителя
  • повышенный расход топлива;
  • снижение мощности двигателя
  • неисправность свечей зажигания;
  • неисправность центробежного регулятора опережения зажигания;
  • неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания

Основные причины почему нет искры

  • проблема со свечами зажигания (залило или вышли из строя);
  • пробой высоковольтных проводов или потеря контакта;
  • причина в датчике коленвала (требуется проверка мультиметром);
  • неисправность в модуле зажигания;
  • выход из строя катушки зажигания;
  • проблема в коммутаторе;
  • неисправность трамблера (пригар контактов, потеря зазора);
  • плохой контакт массового провода;
  • выход из строя или неправильное функционирование ЭБУ;

Другие поломки и их устранение


Если при включенном зажигании мотор не заводится, то, прежде всего, надо отключить систему зажигания и постараться опять запустить двигатель через нескольку секунд. Если все это не дало никаких результатов, возможно, есть смысл проверить правильность установки свечей — она вполне могла оказаться некорректной. Если все эти действия не дадут никаких результатов, тогда придется подвергнуть доскональной проверке всю систему. Может оказаться и так, что причина неисправности находится в крышке распределителя. Ее нужно аккуратно демонтировать и подвергнуть доскональной проверке обе ее стороны. Кроме этого, надо обследовать графитный уголек — он вполне мог стереться. В случае износа крышки, когда ее поверхность потрескалась или покрылась нагаром, крышку лучше заменить, ремонту она не подлежит. То же следует проделать и с графитовым угольком. Внимание! Вся проводка должна быть хорошо зафиксирована, ведь если она будет соприкасаться с прочими узлами, то ее изоляция очень быстро изотрется. Короткое замыкание может произойти из-за попадания на проводку рабочих жидкостей. Поэтому, диагностируя состояние системы зажигания, следует обращать особое внимание на состояние проводки. Обнаружив на них влагу, следует обязательно ее вытереть, ведь именно это вполне может стать причиной некачественного запуска двигателя. Если на проводке обнаружены царапины или другие механические повреждения, ее обязательно нужно заменить. Если сделать это пока нет возможности, следует замотать проблемные места изолентой. Катушку зажигания проверяют омметром. Сопротивление должно находиться в соответствии с нормой, иначе катушку придется заменить. Замок зажигания подвергать ремонту собственными силами крайне не рекомендуется. Можно только проверить контакты и очистить их, если будет обнаружено окисление.


Стоит подумать и о коммутаторе, ведь поломки в этом узле довольно часто являются причиной некорректной работы катушек зажигания. Коммутатор проверяют переносной лампой. Делают это следующим образом: от катушки отсоединяется провод, который идет от коммутаторной клеммы, а потом его конец соединяется с переноской. Другой провод переноски соединяют с катушечной клеммой. Затем включается зажигание, а машина заводится посредством стартера. Для этого коленчатый вал придется прокрутить пару раз. Если лампочка в переноске будет гореть бесперебойно, значит, коммутатор и в самом деле неисправен. Тогда проблему можно решить только его заменой. Может случиться и так, что вся проводка исправна, а импульсы все равно не поступают на коммутатор. Скорее всего, здесь неисправен бесконтактный датчик. Его проверяют вольтметром. Делается это следующим образом: при выключенном зажигании начинают осторожно прокручивать коленчатый вал. При этом нужно следить за приборами. Если датчик исправен, то их показания будут резко изменяться. Если этого не происходит, можно констатировать неисправность датчика, тогда его обязательно надо заменить. Свечи зажигания проверяют «искрой». Для этого со свечи нужно снять провод и поднести его конец к массе на расстояние 5-6 мм. После этого следует прокрутить коленчатый вал и посмотреть на зазор. Если будет видна искра, значит, сама система исправна, и остается только поменять или очистить свечи. Во время проведения этой процедуры не получится обойтись без помощника, который должен будет крутить коленвал. Таким образом можно проверить и крышки распределительной системы. От нее отключают центральный провод, и его конец подводят к массе, оставляя зазор в 5-6 мм. При этом нужно также вращать коленвал. При появлении сильной искры можно констатировать факт нормальной работы цепи, а проблема может находиться в крышке или в роторе. Отремонтировать ротор уже не получится, его можно только заменить. Но при перегорании резистора проблема вполне решаема кусочком проволоки. Можно использовать алюминиевую и медную проволоку. Из нее делают перемычку, которую вставляют между контактами роутера. Конечно, мера эта временная, и прибегать к ней следует только тогда, когда решить вопрос установкой полноценного резистора не представляется возможным. Например, такое может произойти во время движения. Не забывайте еще и о том, что кусок вставленной проволоки становится причиной появления радиопомех, которые могут распространяться не только в салоне, но и рядом с ним. Причиной отсутствия искры может оказаться и плохой контакт прерывателя. Некачественный контакт довольно часто является причиной сбоя цилиндра. Совершая проверку контактов, нужно следить за тем, чтобы они плотно соприкасались друг с другом. Любое загрязнение контактов ржавчиной или нагаром обязательно уменьшит касательную площадь, а это обязательно станет причиной полной утрате контакта. Иногда контакты следует подвергать неагрессивной чистке. Для этого используют надфиль. Можно почистить контакты ветошью. После чистки контактов следует прокрутить коленвал до полного их замыкания. Если какой-то контакт прилегает неплотно, нужно подогнуть его стойку. Как видим, самые разные поломки системы зажигания можно устранить и своими силами. Но если вы не чувствуете полной уверенности в себе, тогда лучше обратиться за помощью к специалистам, которые сделают все профессионально. Видео о проверке системы зажигания:

Post Views: 635

Нормально работающая свеча

У нормально работающей свечи цвет теплового конуса изолятора варьируется от светло-серого до светло-коричневого. Это вызвано наличием небольшого количества отложений продуктов сгорания, заметных также на поверхностях, обоих электродов. Эрозионный износ электродов отсутствует или ничтожно мал, на них нет следов перегрева.

Такое состояние свечи свидетельствует о том, что ее тепловая характеристика (калильное число) соответствует норме. Двигатель и все его системы работают исправно, поводов для беспокойства нет. Вам удалось избежать заправки некачественным топливом, с низким октановым числом и большим процентным содержанием тетраэтилсвинца.

После проверки и регулировки свечу можно смело вернуть на рабочее место. Вы еще долго не столкнетесь с проблемами при запуске двигателя и сбоями в искрообразовании при его работе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]