Как выглядит электросхема автомашины ВАЗ-21213 или по-другому – Нива (карбюратор)? Данный вопрос волнует в основном тех владельцев, которые пытаются самостоятельно починить какой-либо элемент, пришедший в негодность.
В реальности схема содержит почти сотню узлов и приборов, потому в настоящей статье мы расскажем только об отдельных электрических цепях, чаще всего выходящих из строя.
Предохранители
Блок защитных устройств представляет собой в Ниве плату, на которой установлены одноразовые флажковые предохранители, содержащие внутри плавкую вставку. Каждая из них защищает одну или несколько электроцепей от перенапряжения.
Находится блок в салоне с левой стороны. Защитные средства пронумерованы. Так, 1 отвечает за работу:
- омывателя лобового стекла;
- вентилятора печки;
- очистителей всех фар;
- обогрев, дворник и омыватель стекла багажной двери.
Что означают цифры в индексе Нивы?
Чтобы разобраться в особенностях проводки и электрооборудования автомобиля Нива 2131 или другой модели с инжектором либо карбюратором, разберемся в индексных обозначениях:
Официально Нивы, оборудованные дизельными моторами, на территории РФ и стран бывшего СССР никогда не продавались. Стоимость такого транспортного средства, разумеется, была более высокой. Те поклонники отечественных внедорожников, которые готовы были заплатить такую стоимость, могли приобрести машину только за рубежом.
Ниже приведена схема ВАЗ 2121. Если вас интересует электросхема другой модели, к примеру, 2131, то она будет иметь определенные отличия от этой модификации. К примеру, В случае с карбюратором, электросхема заряда АКБ и системы зажигания является не защищенной, в отличие от инжекторов.
Схема проводки генератора 2121
Панель приборов
Все контролирующие приборы объединены между собой. Данная комбинация состоит, в частности, из:
- спидометра;
- тахометра;
- указателя температуры ОЖ;
- 12 ламп-индикаторов;
- датчика заряда АКБ;
- указателя уровня горючего.
Все они располагаются на панели.
На принципиальной схеме изображены комбинации имеющихся на панели приборов:
- тахометр (1);
- стабилизатор (2);
- подсветка панели (3);
- указатель разогрева ОЖ (4);
- уровень бензина (5);
Контрольные лампы:
- системы снижения уровня токсичности (6);
- обогрева стекла багажной двери (7);
- противотуманных фар (8);
- дальнего света (9);
- наружного освещения (10);
- сигналов поворота (11);
- уровня ТЖ (13);
- давления масла (14);
- блокировки дифференциала (15);
- резерва горючего (16);
- ремней безопасности (17);
- тормоза стояночного (18).
D1, D2 – это диоды (тип IN4002).
В автомобилях, выпущенных до 96 года, есть еще вольтметр (на схеме – 12).
И, наконец, имеются два резистора:
- R1 – на 470 Ом (0,25 Вт);
- R2 –51 Ом, (5 Вт).
Диагностика
Диагностировать проблемы можно и без специального подъемника, но для этого требуется вывесить предполагаемое колесо. Использование высококлассных подшипников позволяет автомобилю не имеют люфтов в ступице, либо он может быть незначительным (при уверенном износе, но еще не в критическом состоянии).
После вывешивания колеса, нужно с силой постараться его пошатать в разные стороны. Исправный подшипник не даст люфтов либо он будет практически не ощутимы. Неисправный же может иметь сильное качение, даже без использования силы.
В этом случае поможет только замена ступичного подшипника на ниве. Настройка и любые виды рихтования уже не будут эффективными.
Что означают цифры в индексе Нивы
Единственное, на что жаловались владельцы – это недостаточная мощность автомобиля, которая не позволяла реализовать весь его дорожный потенциал. На то были объективные технические трудности, связанные с дефицитом производственных мощностей, которые автопроизводителю со временем удалось преодолеть.
На видео в конце статьи вы сможете увидеть, как отмечали выпуск 2-х миллионного авто, что подтверждает высокий потребительский спрос. Одним словом, разработчики не остались глухи к современным тенденциям, предложив сразу несколько модификаций силовых агрегатов для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива».
Объем двигателя | Система впрыска | Система зажигания | Мощность, л.с. | Заводской индекс |
1,6 л | карбюраторная | классическая | 79 | ВАЗ–21210 |
1,7 л | карбюраторная | классическая | 80 | ВАЗ 21213-1000260 |
1,8 л | карбюратор 21073 типа «Солекс» либо инжектор | бесконтактная/на инжекторных – электронное с контроллером Bosch MP 7.0 | 82/85 | ВАЗ 2130-00 – карбюраторный ВАЗ 2130-20(26) – инжекторный |
1,7 л | распределенный впрыск топлива | бесконтактная с контроллером BOSCH MP 7.9.7. либо ЯНВАРЬ 7.2 | 83 | ВАЗ-21214-20 |
1,9 л | дизель XUD-9SD | — | — | ВАЗ-21215 |
Чтобы определить тип двигателя, следует посмотреть его код на блоке
Справочно: Код на блоке ВАЗ 21213 и ВАЗ 21214 всегда начинается и заканчивается символом *(звездочка). Поэтому, маркировка блока для указанных моделей состоит из десяти символов.
Соответственно, и сами автомобили получили новые индексы с привязкой к устанавливаемому силовому агрегату:
Справочно: В России и странах СНГ автомобиль с дизельным двигателем официально не продавался. Цена на внедорожник была выше легковых моделей, но это не останавливало покупателей, стремившихся к свободе передвижения.
На фото внизу представлена схема электропроводки ВАЗ 21213 с классическим карбюраторным силовым агрегатом.
Схема ВАЗ 21213 с карбюраторным мотором объемом 1,7л
Обратите внимание! Применяемая схема электропроводки Нива ВАЗ 21213 имеет отличия от других модификаций. В частности, на карбюраторной модели не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи и зажигания.
Главные информационные устройства
Панели приборов ВАЗ 2114 показывают информацию о состоянии важных рабочих узлов авто. Основная часть — информационный блок с двумя круглыми шкалами и несколькими индикаторами поменьше.
- Спидометр — это правая круглая шкала на панели с отметками от 0 до 200 км/ч, которая показывает скорость движения авто. Датчик устройства расположен в узле коробки передач и связан с дисплеем в салоне. Под шкалой размещено окошко, в котором отображается пробег автомобиля.
- Индикатор справа от спидометра — уровень бензина в баке. Имеет три основных деления — 1, ½ и 0. Единица — бак полон, ноль — пустой. Когда топливо на исходе, загорается оранжевый значок заправки.
- Тахометр — вторая крупная круглая шкала, которая размещена слева на панели. Отображает информацию о скорости вращения коленвала — работе двигателя. Норма его — 3500-5500 оборотов в минуту, все, что дальше, — критическое значение, при котором возникают поломки узла двигателя. Индикатор под шкалой отображает температуру воздуха вокруг движка.
- Небольшой индикатор слева от тахометра — датчик температуры жидкости для охлаждения. Значения от 50 до 130°С, где значение в 105°С и выше обозначает возможный перегрев двигателя.
Распиновка замка ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099
Цоколёвка по старому типу
Лада гранта распиновка панели приборов
Распиновка замка зажигания ВАЗ-2109 с разгрузочным реле:
- приходит +12В вположении I, II, III (стоянка)
- приходит +12В вположении I, II, III (стоянка)
- приходит +12В вположении III (стоянка)
- положение I,уходит +12В после включения зажигания (контакт 15/2), пропадает при старте (II);
- положение I, уходит +12В на стартер (контакт 50);
- положение I, уходит +12В после включения зажигания (контакт 15), при старте II не пропадает;
- приходит +12В от АКБ (контакт 30);
- приходит +12В постоянно.
Цоколёвка по новому типу
Распиновка замка зажигания ВАЗ-2109 нового образца:
- приходит +12В постоянно
- приходит +12В постоянно
- приходит +12В после включения зажигания (контакт 15), при старте II не пропадает;
- приходит +12В после включения зажигания (контакт 15/2), пропадает при старте (II);
- положение I, уходит +12В на стартер (контакт 50);
- приходит +12В после включения зажигания (контакт 15), при старте II не пропадает;
- приходит +12В от АКБ (контакт 30);
- приходит +12В постоянно.
Особенности электрооборудования
Различия в генераторах
Ранее уже упоминалось, что схема проводки ВАЗ 21213 имела некоторые отличия, связанные в первую очередь с устанавливаемым силовым агрегатом.
В частности, для версий со впрыском топлива требовался более мощный генератор, поэтому:
Они конструктивно схожи и представляют собой синхронные машины переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором выходного напряжения. Схема электрического генератора карбюраторной версии автомобиля «Нива»
Различия в проводке
Подкапотная проводка ВАЗ 21213 выполнена в разном исполнении для облегчения обслуживания своими руками.
Жгут проводов «Нивы» для установки в подкапотном пространстве
Для версий с инжекторным силовым агрегатом проводка на ВАЗ 21213 имеет три дополнительных разъема под блок бесконтактного зажигания.
Кроме того, на модели ВАЗ 21214 установлено 2 охлаждающих радиатор вентилятора, соответственно проводка для них также имеет свои отличия от «тринадцатой». Принципиальная схема подключения элементов системы охлаждения представлена ниже.
Электрическая схема подключения вентиляторов «Нивы»
Источник
Расположение.
На Ниве ДС устанавливается на коробке переключения передач. Это позволяет считывать данные только во время передвижения, отключаясь во время работы двигателя на нейтральной передаче.
Само устройство состоит из пластикового корпуса, внутри которого расположены электронные компоненты. Для правильной работы, он размещается в непосредственной близости от вала. Внутри вала имеется встроенный магнитный стержень, который при вращении создает электрические сигналы.
Изделие довольно хрупкое, поэтому при демонтаже или установке необходимо быть предельно осторожным, чтобы не повредить его корпус.
Навесное оборудование
Люстра
Дуга с дополнительными фарами, в среде автолюбителей именуемая «люстра», продается в автомагазинах. Правда, ее цена не всегда адекватна использованным деталям, что заставляет автовладельцев использовать смекалку и собственные руки.
Подобное крепление для фар вполне можно изготовить и самостоятельно
Если вы один из таких рукастых водителей, то следующая информация позволит собственноручно изготовить и правильно установить данное навесное оборудование.
Саму дугу вполне можно изготовить из:
- Старого багажника. Его можно купить на автобарахолке;
- Либо задействовать уже имеющиеся крепления;
- Использовать мебельную фурнитуру.
Останавливаться подробно на этом мы не будем, а заострим внимание на правильности подключения дополнительных световых приборов. Самодельная дуга при аккуратности ничем не отличается от покупных изделий
Особенности подключения
Первое, чем следует вооружиться — это качественная схема проводки на Нива 21213. Она представлена на фото ниже. Во-первых, такая схема полезна для технического обслуживания, а во-вторых, с ее помощью легко определить место для подключения жгута проводов.
Заводская цветная схема электрооборудования ВАЗ 21213
Второй важный момент – периодичность использования люстры:
- Постоянно, включая и движение в городских условиях;
- Только при движении вне городских и загородных магистралей (бездорожье). А здесь проверенная схема внедорожному авто нужна обязательно.
Вывод управления люстры возможен на штатный выключатель
Наиболее предпочтителен съемный вариант, который предусматривает быстрый монтаж и демонтаж люстры, а также безопасное ее подключение к штатной электропроводке. На видео в статье этот процесс наглядно продемонстрирован. А инструкция по подключению представлена выше.
А вот на что стоит обратить внимание, так это на регулировку светового потока. Дело в том, что при движении по бездорожью капот автомобиля нередко покрывается грязью, которая в темное время суток бликует при свете фар, ослепляя водителя.. Поэтому, есть 2 варианта:
Поэтому, есть 2 варианта:
- Устанавливать специальный солнцезащитный козырек над лобовым стеклом;
- Сдвинуть люстру назад, чтобы край светового потока не падал на капот автомобиля.
Правильная установка люстры препятствует ослеплению
Проверка датчиков.
Для того, чтобы проверить ДС необходимо наличие мультиметра, затем выполнить определенный порядок действий:
- Отключаем датчик.
- Подключаем красный (положительный) щуп к контакту ДС.
- Замыкаем черный (минусовой) щуп на массу.
- На вал фиксируем трубку подходящего диаметра для того, чтобы иметь возможность вращать его.
- Переводим переключатель мультиметра в режим измерения малого напряжения.
- Необходимо вращать вал и наблюдать за показаниями: при увеличении оборотов показатели на дисплее мультиметра будут возрастать. Если показания не меняются, датчик неисправен.
Другой способ не требует снятия датчика. Для этого нужно поддомкратить одно колесо таким образом, чтобы оно оказалось на расстоянии от земли и могло свободно вращаться. После этого к разъемам ДС нужно подключить мультиметр. Нужно вращать колесо и наблюдать за показаниями прибора. Изменение напряжения так же будет свидетельствовать об работоспособности.
Инструкция по снятию и установке
Как модернизировать ваз 2105, придать ему изюминки и функциональности с помощью панели приборов?
Как снять и установить на Ниву приборную панель:
- Сначала необходимо на облицовке контрольного щитка демонтировать две заглушки и открутить саморезы. Далее, откручиваются саморезы, фиксирующие козырек приборки.
- Правая часть облицовки панели вытягивается, демонтируются колодки с клавиш, а также разъем. Далее, облицовка контрольного щитка выводится с левой стороны, сделав это, вы можете демонтировать кнопку активации габаритных огней и оптики. После этого облицовку щитка можно полностью демонтировать.
- Выкручиваются два самореза приборки, сам щиток извлекается, отключаются все разъемы и штекеры. Если в работе щитка имеются проблемы, то они решаются на этом этапе. Приборка ремонтируется, производится ее пайка, меняются выгоревшие лампочки.
- Далее, производится установка щитка. При монтаже учитывайте, что отверстия в стальной планке, расположенной под приборкой, должны правильно совпасть. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном снятию.
Как проверить датчик скорости ВАЗ
Вышедший из строя датчик спидометра в авто ВАЗ определяется просто — в таком случае перестает работать спидометр, также он может подавать какие-то признаки жизни, но демонстрировать при этом неправильную информацию.
При помощи трубочки, пассатижей или прочего подручного инструмента прокрутите ось датчика. При этом вы должны увидеть изменяющиеся показания вольтметра: чем больше скорость, тем больше напряжение (от 0,5 до 10 В). Если такого не произошло — датчик требует замены.
Неисправности и ремонт
Приборы или индикаторы могут выйти из строя. Это может быть часть индикаторов или даже целиком спидометр. С такой ситуацией владельцы ВАЗ 2110 сталкиваются редко, так как приборная панель работает исправно, особенно в отечественных автомобилях. Перед тем, как менять панель приборов или выполнять ремонт отдельных частей, стоит убедиться в исправности датчиков – используем бортовой компьютер.
Неаккуратный монтаж приводит к выходу из строя элементов. На плате панели приборов детали крепятся при помощи простых заклепок, отсюда и отрицательный результат. На кузов постоянно действуют вибрации, поэтому монтаж просто «разваливается», в цепи появляются разрывы. Ремонт в этом случае представляет собой пропайку заклепок и тщательную зачистку контактов.
- Необходимо демонтировать пробку, плату можно не отсоединять от корпуса.
- Следующий шаг – это нанесения флюса на места платы со стрелками (фото ниже). Обе колодки тоже необходимо демонтировать и тщательно промазать.
После завершения пайки приборную панель можно возвращать на место. Если есть свободное время, то можно пройтись шкуркой по контактам. На старых авто они обычно окисляются, что может мешать приборам нормально функционировать.
О том как снять приборную панель вы можете посмотреть в видеоролике ниже.
Светящаяся панель приборов VDO от ВАЗ 2110
Латвийскую светящуюся комбинацию приборов (КП) я упустил — не купил ее летом 1999 года, когда она стоила 600р. А теперь ситуация с ними довольно напряженная, точнее говоря — «…завоза нет и не предвидится». Говорят, что они бывают в Тольятти, но уже по $80 с датчиком скорости. Дорого…
Однако на рынках и в магазинах в избытке присутствует комбинация приборов фирмы VDO для авто ВАЗ 2110, модель 2110-3801010-02, которую также ставят на 115 модель ВАЗа. По отношению к «восьмой» панели у нее есть минусы:
- Не очень подходит по размеру, придется резать козырек торпеды, иначе часть ламп будет видна не полностью;
- Нет встроенного БСК (бортовой системы контроля);
- Нужно подобрать датчик уровня топлива с соответствующим сопротивлением, иначе индикатор может «слегка подвирать».
А в остальном — одни плюсы
- Все приборы более точны, особенно заметно по датчикам уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости (ОЖ);
- Спидометр и тахометр расположены по центру, все стрелки управляются шаговыми двигателями — движение стрелок плавное;
- Лампочка топлива не моргает как сумасшедшая, т.к. ее зажигает электроника, а не контакт в баке;
- Общий и суточный пробег отображаются на ЖКИ-дисплее — когда машина не заведена, то пробег не виден на панели приборов. Актуально для новых машин.
- Имеется режим само диагностики — нужно включить зажигание при нажатой кнопке сброса счетчика суточного пробега.
Еще один плюс: становится ненужным тросик спидометра, который частенько издает разнообразные звуки — то щелкает, то цокает… Правда, пришлось покупать еще и ДС (датчик скорости, так как у меня машина карбюраторная). Датчик нужно брать только с железным штырьком и разъемом, идентичным разъему датчика Холла — для него проще и гораздо дешевле купить фишку.
Подключение
К стандартной КП подходит три фишки: белая (Х1) и красная (Х2), также одна красная поменьше (для БСК). Перед переменой проводов местами пучок проводов от красной колодки вытянул через окошко в торпеде рядом с проводами белой колодки. Иначе торпеду потом не снять — не позволят перепутанные провода.
Все перемещения проводов зафиксированы в таблицах. Если нет полной уверенности в успехе, можно подписать каждый провод, наклеив на них кусочки бумажного скотча. В итоге на своих местах останутся лишь три провода…